Икона для представителей готической субкультуры. Любимый режиссер Джонни Деппа. Приверженец темного, жутковатого, «недетского», при этом черноюморного стиля в кинематографе.
Во время работы всегда ориентируется на интуицию, эмоции, а не разум. Искренне благодарен своему анимационному опыту, считая, что он стал отличной школой режиссуры. Не пишет сценарии к своим лентам, но всегда держит руку на пульсе во время их создания. Любит использовать народную притчу, в каждом фильме повторяет одни и те же темы. Не является фанатом правил и традиционных методов съемки. Уделяет много времени подбору актеров, но никогда не делает пробы. Стремится поменьше репетировать, опасаясь, что автоматизм может победить волшебство.
Будущий режиссер родился 25 августа 1958 года в американском штате Калифорния. Еще в школе мальчишка высказал склонность к рисованию и постановке кино, создав несколько короткометражек. При этом учился Тим неважно, находя отраду в волшебном мире кинематографа (в частности, среди любимых ужастиков) и собственных рисованных историй.
Абсолютно логичным выглядел и выбор его дальнейшего места обучения. Калифорнийский институт Искусств, специальность — режиссер мультипликационных фильмов.
После окончания ВУЗа, в возрасте 21 года, Бёртон становится художником-постановщиком студии Уолта Диснея. Как потом признавался сам Тим, ему жутко повезло, что в 80-е студия переживала кризис. Практически никто не обращал внимания, чем там занимается новичок, и Бёртон под шумок сотворил две короткометражки: мультипликационного «Винсента» (1982) и игрового «Франкенвини» (1984). Боссы Диснея, посмотрев на работы «салаги», схватились за сердце, и дрожащей рукой указали на дверь. Трудно было бы найти что-либо настолько не подходящее под формат «Великого Мультипликатора». «Я не мог рисовать симпатичных лисичек, мои лисички выглядели так, будто их переехала машина».
Но эти работы сделали главное. Позволили талантливому и неординарному постановщику, засветится за «прокрустовыми» пределами детской студии.
В 1985-м в свет выходит полнометражный дебют нашего именинника «Большое приключение Пи-Ви». Семейная комедия об обаятельном бездельнике и его велосипеде, с довольно известным на то время комиком Полом Рубенсом, собравшая 40 миллионов при бюджете в 8.
Затем случилась пара телевизионных проектов и «Битлджус» (1988). Эксцентричная черная комедия, о семейной парочке призраков, пытающихся после смерти, выселить из своего дома занявших его людей. Полный подросткового энтузиазма и энергии режиссер, создавший фантасмагорическую и сочную атмосферу, неплохие актеры, среди которых Алек Болдуин и Майкл Китон, и этот «Изгоняющий дьявола» с точки зрения мертвецов» приносит 74 лимона при 15 потраченных, плюс Оскар за лучший грим.
Ярко зажигая зеленый свет перед дальнейшей карьерой Бёртона.
И Тим блестяще пользуется предоставленным шансом. «Бэтмен» (1989), с все тем же Майклом Китоном и великолепным Джеком Николсоном, оказался бомбой, взорвавшей застоявшееся болото кинофантастики, и лентой, породившей очередную волну интереса к супергеройскому кино. Великолепно воссозданная мрачная атмосфера, безумный с архитектурной точки зрения Готем-Сити, мощный злец и серьезная рекламная компания. Результат — 400 с лишним лимонов сборов при 50-60 бюджета, 750 миллионов долларов после продажи различной атрибутики, Оскар за декорации. Довольны были все.
Следующий год стал знаковым для Бёртона не только благодаря «Эдварду руки-ножницы», одной из самых автобиографичных и меланхоличных лент Тима, но и его знакомству с собственным «Альтер-эго».
С той поры Джонни Депп принял участие в семи игровых картинах Бёртона, и озвучил один из персонажей в мультфильме «Труп невесты».
В 90-е режиссер работает в двухгодичном ритме.
«Бэтмен возвращается» (1992), ценимый немалой частью кинокритиков даже повыше первой части.
«Эд Вуд» (1994), черно-белая история худшего режиссера за всю историю Голливуда с Деппом, Мартином Ландау (Оскар за лучшую мужскую роль второго плана) и Патрицией Аркетт, известной по сериалу «Медиум». История романтичная и жизненная, реалистичная и сказочная, полная любви к кино и сожалений о его судьбе. Нетипичная для Бёртона лента, ценимая поклонниками и недооцененная массовым зрителем.
Leave a Reply