ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

«Марс атакует!» (1996), пародийная фантастическая комедия о вторжении инопланетян, снятая на основе серии вкладышей из пачек жевательной резинки конца 50-х. Первая лента Тима с использованием компьютерной графики. Балаганная, сатиричная, чересчур фарсовая, неровная и противоречивая.

Первое нарушение двухлетнего канона Бёртон допустил в 1999. На «Сонную Лощину», по мотивам рассказа Вашингтона Ирвинга, было потрачено на 365 дней больше. Молодой констебль, в исполнении кого бы вы думали? Правильно! Деппа! Едет расследовать загадочные убийства в отдаленной деревушке. Великолепная визуально и атмосферно «страшилка», сочно разбавленная юмором и «роялем в кустах», собрала Оскар за декорации и две номинации, плюс пару премий Британской академии и Сатурн, хотя отбила бюджет всего дважды (200 млн. на 100).

Новый век (вновь вернувшись к двухгодичному циклу), режиссер открыл «Планетой обезьян» (2001) c Марком Уолбергом, Тимом Ротом и Хеленой Бонем Картер, своей будущей супругой. Очередная попытка возродить популярную некогда франшизу (далеко не последняя), была воспринята крайне неоднозначно. Зритель вроде как проголосовал долларом «за» (360 лямов сборов при 140 бюджета), и обезьяны выше всяких похвал, но ощущение недосказанности, плюс излишняя стандартизированность, позволили части критиков назвать ленту «худшим фильмом Бёртона».

2003 – «Крупная рыба», сказка для взрослых, о жизни, смерти и любви, смешавшая реальность и вымысел в один причудливый коктейль. Притча о необычных людях, месте фантазии в жизни, понимании, и борьбе с засасывающей обыденностью.

2005 – «Чарли и шоколадная фабрика», яркая, красивая приключенческая сказка о мечте, семье, вере в себя. С Деппом в образе Вилли Вонка, самого известного кондитера в мире. Трогательная, детская, но от этого не менее приятная для просмотра.

В этом же году Тим представляет вниманию публики полнометражный кукольный мультфильм «Труп невесты». Первый большой мульт, полностью срежиссированный Бёртоном (в «Кошмаре перед Рождеством» он выступал сценаристом и продюсером), и как увидим дальше, не последний. Грустный, трогательный, пронзительный, оригинальный, ориентированный в первую очередь на взрослую аудиторию. В общем, бёртоновский.

2007 – «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», драма-мюзикл с элементами ужасов (!) о парикмахере времен викторианской Англии, мстящем за свою испоганенную судьбу. Лента впечатляющая, мрачная, жесткая, беспросветная, отринувшая надежду, разбавленная лишь музыкальными номерами, в частности в исполнении Деппа, у которого оказался на удивление хороший голос.

Через три года «из-под пера» Бёртона выходит «Алиса в стране чудес», одна из первых ласточек в жутко модном нынче стиле «перескажем сказку». Лента вышла яркой, зрелищной, драматичной, с интересными работами Деппа (Безумный Шляпник) и Бонем Картер (Красная королева), но пустоватой. Да и от сказки Кэрролла остались рожки да ножки (к примеру, главная героиня здесь не девочка, а вовсе даже подросток вполне замужнего возраста), а некоторые актеры (в частности, Алиса) явно не дотянули до звездной парочки. Тем не менее, по сборам лента вошла в крайне немногочисленный клуб «миллиардников», и в целом оставила довольно приятное впечатление.

Прошлый, 2012 год вышел для Тима весьма плодотворным. Во-первых, давняя «Франкенвини», когда то давшая ему путевку в профессию, обрела вторую жизнь, уже в качестве анимации.

А во-вторых, на экраны вышли «Мрачные тени», основой для которых послужил одноимённый культовый телесериал 60-х — 70-х. Рассказ о вампире Барнабасе Коллинзе (Джонни Депп), воспрявшем после многолетнего сна, был крайне неоднозначно встречен среди киноманов, и окрещен сыроватым и натужным.

Бёртона признавали 49-ым величайшим режиссёром всех времён, причём был самым молодым в этом списке. Он один из десятка постановщиков, чей фильм собирал больше миллиарда долларов. Его лентой можно испугать ребенка, или, наоборот, одарить дитя захватывающим приключением. А взрослые либо признаются в любви к его картинам, либо исходят ядом по поводу «макабрических (прости, господи!) элементов» творчества. Каждому свое.

Ясно одно – перед нами неординарный мастер, без которого кинематограф стал бы тусклее, выхолощенее, беднее.

Это даже не учитывая то, что именно Тим открыл миру Джонни Деппа, огранил его талант, и, выпустив в свободное плавание, время от времени создает при его участии интереснейшие кино- проекты.

Pages: 1 2 3

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>