ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

Начало романа с Америкой удалось Полу как нельзя лучше.

«Робот-полицейский» (1987). Мало кто, особенно из поколения, заставшего видеосалоны, хотя бы краем глаза не видел знаменитого Робокопа. Рассказ о погибшем полицейском, ставшем практически неуязвимым киборгом, собрал в прокате 53 с лишним лимона долларов, и стал основой для сиквелов, сериалов, комиксов и видеоигр. Это не считая «Оскара» и двух номинаций на статуэтку, ещё 8 наград и 7 номинаций.

Но как не был хорош дебют в стране победившей демократии, продолжение вышло еще лучше.

«Вспомнить всё» (1990) по мотивам рассказа Филипа Дика. Легендарная лента с Арнольдом Шварценеггером, пребывавшем в поре расцвета, на долгие годы стала мерилом для кинофантастики. И как показала недавняя попытка ремейка, до сих пор не утратила своего задора, шарма и привлекательности.

Но и на этом Верховен останавливаться не собирался. Следующий фильм также стал культовым, буквально взорвав пуританское болото американского массового кино, параллельно вознеся на пьедестал жанр эротического триллера. «Основной инстинкт» (1992), со стильным дуэтом Майкла Дугласа и Шэрон Стоун. Который оказался не только яркой провокацией, но и качественным детективным триллером, с мощным эмоциональным пластом, открывающем темные стороны людской натуры. А также самым кассовым фильмом в творчестве Верховена (352 млн.$ сборов).

Однако за подъемом рано или поздно следует спад. В 1995 режиссер представляет вниманию публики эротическую драму «Шоугёлз/Стриптизерши», повествующую о попытках молодой танцовщицы покорить Лас-Вегас. Жестокую, но красивую, с отличными танцевальными номерами, и, главное, говорящую о довольно важных вещах. На что нужно (или можно) пойти, чтобы добиться успеха. И сможешь ли ты после этого пребывать в мире с самим собой. Что скрывается под блестящей оболочкой шоу-бизнеса. Какова судьба тех, кто не выдерживает гонку к вершинам.

Реакция критики была сокрушительной. Семь «Золотых малин», провал в прокате (20 миллионов при 45 бюджета). И на удивление (при такой негативной истерии) благосклонная реакция части зрителей.

Верховен берет паузу на два года и вновь огорошивает общественность. На этот раз милитаристским фантастическим боевиком по мотивам романа Роберта Хайнлайна «Звёздный десант». С первоисточником лента имела немного общего, и, порадовав зрителя красочными спецэффектами, вновь вызвала волну критики, чуть ли не за пропаганду тоталитаризма и военщины. Наполнение ленты провокацией, сарказмом и стебом, когда тонким, когда вполне железобетонным, пародирование и высмеивание многих штампов и «священных коров», большинство хулителей предпочли не заметить.

В 2000-м на экраны выходит «Невидимка», история ученого, не сумевшего вовремя остановится в играх с недозволенным. Лента, в которой половину 100-миллионного бюджета угрохали на спецэффекты, стала, пожалуй, самой «американской» (в худшем смысле этого слова) картиной Верховена (ей остался недоволен даже сам создатель).

Больше Пол в Штатах не снимал.

Следующей его ленты, уже европейскому зрителю, пришлось ждать шесть лет. «Черная книга», возвращение к теме Второй мировой, но в виде детективно-шпионского триллера, получилось захватывающим, увлекательным и безжалостным. И как всегда у Верховена – неоднозначным и скандальным.

Крайней на сегодня работой Пола, стал экспериментальный интерактивный телепроект «Одураченный» (2012), драма о неожиданных неприятностях.

Несмотря на возраст, Верховен бодр и полон сил. В проекте у него минимум три картины, в частности экранизация Акунинского «Азазеля».

На счету Пола уже полдесятка фильмов, достойных золотого фонда мирового кино. Без его фирменного стеба и дергания за ус почтенной публики, кинематограф стал бы на порядок беднее. И пусть сейчас в его распоряжении ресурсы, несравнимые с голливудовскими, он уже не раз показал, что не деньги правят миром.

Pages: 1 2 3

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>