ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

ПРЯТКИ СО ВРЕМЕНЕМ И  ИХ АНГЕЛЬСКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

(Заметки после прочтения нового романа Валерия Гаевского)

 

Я совсем не ожидал от автора «Девяти сфер пробуждения» – книги очень эмоциональной, живописной, написанной столь ярким слогом, сколь и непонятной для читателя, привыкшего к штампованной бесхитростной литературе – нового романа, сюжетно напомнившего мне яркие образцы англо-американской и французской научной фантастики; не ожидал от автора и столь глубоко продуманной идеи, которая, в общем-то, отнюдь не нова в фантастике. Начало было положено ещё Гербертом Уэллсом. Его рассказу «Новейший ускоритель» более ста лет, но к теме замедленного времени ещё не раз возвращались писатели во всём мире. Отечественный писатель может вспомнить и рассказ 1960-х годов киевского фантаста Игоря Росоховатского «Встреча в пустыне», в котором найденные учёными гигантские статуи оказались живыми существами с очень медленным по отношению к человеку темпом времени.

Но Валерий Гаевский, опубликовав в 2013 году роман «Ангелы времени», смог предложить читателю не только довольно масштабное полотно, но и свежий взгляд на развитие этой идеи. В его книге изобретение нейрозамедлителя (именно так автор назвал уэллсовский «новейший ускоритель») спасло огромный мир от хаоса и уничтожения. Сюжет книги, её идейный смысл я не намерен рассказывать и восторгаться тем или иным сюжетным открытием автора. Хочу остановиться на нескольких моментах, которые мне показались довольно занимательными.

В любой бочке мёда, как нам известно ещё с детства, всегда есть ложка дёгтя. Такой ложкой – а вернее, и к счастью, всего лишь маленькой каплей – есть эпилог романа, в котором Валерий Гаевский почему-то решил поиграть на схожести имён личных между событиями, главными героями романа и лицами, живущими на Земле в недалёком будущем. К примеру, упоминание о премьере фильма марсианского кинорежиссёра под названием «Ангелы времени». Зачем? Для чего? Неужели на Марсе будет явление под названием кинематограф? И это в сегодняшний век развития компьютерной техники и её ещё не развитых возможностей… Эта пара предложений в эпилоге, который во многом дополняет и синхронизирует действие всей книги, выбивается из сюжетного ритма и выступает лишним пятнышком. Той самой капелькой дёгтя в ярко-жёлтой «бочке мёда».

Ну вот – и поругал автора.

Ай да я! Ай да сукин сын! Возомнил в себе большого критика! А ведь я не лукавлю. Я специально искал несуразности в романе, литературные штампы, следил за ритмом повествования. Но… Вот только на самой последней странице, в том злосчастном эпилоге, я, наконец, дождался. Закончились мои поиски.

Закончился и роман.

И что уж греха таить – прекрасный роман. Читаемый быстро и с неослабевающим интересом. Гаевский смог диффузировать нейрозамедлитель, который в 50 000 раз (!) замедляет обычное время для индивидуума, не только с ментальностью маленького человека, но и с огромными космическими объектами. И главное – автору веришь. А вдруг так и будет?..

А вдруг когда-то и наше Солнце подведёт черту человеческой цивилизации. Вдруг не найдётся выхода, лучшие умы планеты не смогут найти решения для спасения человечества, кроме спасательных космических кораблей-ковчегов к другим неизведанным мирам. Но есть ли эти миры? Долетят ли к ним звездолёты? Ой ли!

Учёные планеты около Догорающей Звезды нашли самый неожиданный выход. И… самый эффективный. Схематика книги как раз и подводит читателя к осознанию этого метода, продиктованного не только разумом мыслящего существа, но и всем многолетним ходом новейшей истории цивилизации Догорающей Звезды после обнародования «приговора» Звёздного Архитектора.

Книга Валерия Гаевского условно разделена на несколько сюжетных параллелей, чьё движение от страницы к странице местами переплетается или расходится, но неизменно стремится к центральной идее романа. Мы переносимся то в подземный город Второй Луны Пёстрой Мары, то в прекрасный домашний мир-коттедж на Снежной Ладе, попутно участвуем в противоборстве добра и зла с оружием наперевес, отдавая долг честности и порядочности некоторых героев романа.

Странное это чувство – сопереживание. То, что происходит далеко (невообразимо далеко) и не с тобой, кажется тебе близким и щемящим душу. От трагедий болит сознание, от побед – расцветает гордость и жажда деятельности. Но более всего в книге сопереживаешь людям ума и интеллекта, стремящихся спасти себя и свой народ. Именно они – главные положительные герои «Ангелов времени», их действия и поступки – и уж тем более изобретения – удивляют и заставляют помечтать.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Pages: 1 2

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>