«Ангелы времени» Валерия Гаевского

ПРЯТКИ СО ВРЕМЕНЕМ И  ИХ АНГЕЛЬСКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

(Заметки после прочтения нового романа Валерия Гаевского)

 

Я совсем не ожидал от автора «Девяти сфер пробуждения» – книги очень эмоциональной, живописной, написанной столь ярким слогом, сколь и непонятной для читателя, привыкшего к штампованной бесхитростной литературе – нового романа, сюжетно напомнившего мне яркие образцы англо-американской и французской научной фантастики; не ожидал от автора и столь глубоко продуманной идеи, которая, в общем-то, отнюдь не нова в фантастике. Начало было положено ещё Гербертом Уэллсом. Его рассказу «Новейший ускоритель» более ста лет, но к теме замедленного времени ещё не раз возвращались писатели во всём мире. Отечественный писатель может вспомнить и рассказ 1960-х годов киевского фантаста Игоря Росоховатского «Встреча в пустыне», в котором найденные учёными гигантские статуи оказались живыми существами с очень медленным по отношению к человеку темпом времени.

Но Валерий Гаевский, опубликовав в 2013 году роман «Ангелы времени», смог предложить читателю не только довольно масштабное полотно, но и свежий взгляд на развитие этой идеи. В его книге изобретение нейрозамедлителя (именно так автор назвал уэллсовский «новейший ускоритель») спасло огромный мир от хаоса и уничтожения. Сюжет книги, её идейный смысл я не намерен рассказывать и восторгаться тем или иным сюжетным открытием автора. Хочу остановиться на нескольких моментах, которые мне показались довольно занимательными.

В любой бочке мёда, как нам известно ещё с детства, всегда есть ложка дёгтя. Такой ложкой – а вернее, и к счастью, всего лишь маленькой каплей – есть эпилог романа, в котором Валерий Гаевский почему-то решил поиграть на схожести имён личных между событиями, главными героями романа и лицами, живущими на Земле в недалёком будущем. К примеру, упоминание о премьере фильма марсианского кинорежиссёра под названием «Ангелы времени». Зачем? Для чего? Неужели на Марсе будет явление под названием кинематограф? И это в сегодняшний век развития компьютерной техники и её ещё не развитых возможностей… Эта пара предложений в эпилоге, который во многом дополняет и синхронизирует действие всей книги, выбивается из сюжетного ритма и выступает лишним пятнышком. Той самой капелькой дёгтя в ярко-жёлтой «бочке мёда».

Ну вот – и поругал автора.

Page 1 of 3 | Next page