ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

22 августа 1920 года в городке Уокиган, США, родился Рэймонд Дуглас  Брэдбери (Raymond Douglas (Ray) Bradbury), а в прошлом году 5-го июня он ушел из жизни. Предлагаем вашему вниманию статью Андрея Щербак-Жукова о великом писателе.

Брэдбери — известный и неизвестный

Не дожив двух с половиной месяцев до своего девяностодвухлетия, умер Рей Брэдбери. Главное, конечно, не то, что «умер в возрасте», а то, что прожил без малого  целый век. И более шести десятилетий из этого века он активно писал и публиковался. Практически до последнего Брэдбери напоминал о своем существовании новыми книгами.

Его первый сборник вышел в Америке в 1947 году, а последние новые произведения — в 2007-м. Возможно, было что-то в периодике и позже. А раньше — было точно. В первые послевоенные, кризисные годы юный Брэдбери писал «ужастики» для самых низкопробных журналов. С трудом перебивался от одного мизерного гонорара до другого. И вдруг его рассказ, отвергнутый трэш-изданиями, принял дорогой глянцевый журнал, публикующий серьезный мейнстрим, и заплатил столько, что писателю хватило на экскурсионную поездку в Мексику.

Молодой человек понял, что его увлечение не пустая забава, как ему пытались внушить близкие. И в это же время ему предложили выпустить сборник уже изданных в периодике новелл. Книга называлась «Черный карнавал»; это была коллекция историй в жанре «хоррор». Но уже в них чувствовалось что-то необычное, свойственное высокой литературе, а не популярной беллетристики, из которой все это выросло. Например, герой одной из новелл вдруг осознал, что внутри него находится скелет, и испугался его. И что же? Он нашел специалиста, который «высосал» из него скелет, превратив тем самым героя в студень. На первый взгляд — трэш. Но психология героев — до дрожи реалистична!

Так же было и с фантастикой Рея Брэдбери. Ракеты и другие планеты были только антуражем, на фоне которого разворачивались парадоксальные, но психологически выверенные истории. То, что называется «научной фантастикой», Брэдбери начал писать в начале 50-х. Тогда в этом литературном направлении еще главенствовал принцип, сформулированный издателем первого в мире н/ф журнала Amazing Stories Хьюго Гернсбергом: «Фантастику пишут люди науки о людях науки и для людей науки».

Рей Брэдбери не был человеком науки, он был поэтом. И фантастика его была необычайно поэтичной. Он никогда не был, что называется, в обойме — всегда был наособицу. И его фантастика переворачивала представление об этом направлении, открывала новые горизонты.

Брэдбери во все периоды своего творчества был не тем, кем казался. Вот ведь парадокс. Большинство россиян считают Брэдбери фантастом. Но из десяти произведений, которые в его библиографии относятся к жанру романа, всего один является научной фантастикой, еще один правильнее было бы отнести к «ужастикам», три — детективы, два — реалистическая проза, а еще три — не романы вовсе, а сборники рассказов, объединенные общей темой. И даже из этих трех — фантастика только один: «Марсианские хроники».

В советское время Рея Брэдбери много переводили на русский язык, и для наших соотечественников он стал одним из «главных» американских писателей. Казалось, российский читатель хорошо знаком с его творчеством. Считалось, что он разоблачает буржуазную действительность. И, словно в отместку, его перестали печатать после перестройки. А жаль, потому что именно в эти годы были написаны необычайно стильные романы, действие которых происходит в послевоенном Голливуде. Их сюжет подстегивается криминальной интригой, но, как всегда у Брэдбери, не это главное. В них много автобиографического. Главный герой — неуклюжий, но полный внутренней энергии молодой человек, пишущий в стол рассказы и пытающийся сотрудничать с киностудией в качестве сценариста. Второй персонаж, проходящий через все три романа, — пожилая, но не желающая мириться со своим возрастом актриса. Автор, которому во время написания первого романа трилогии было 65 лет, а во время написания последнего — за 80, словно разделил себя между этими двумя героями.

А в 2001-м вышел, наверное, его главный роман — «Из праха восставшие». Это, пожалуй, самое «брэдберевское» произведение из всех его книг. В нем органично соединились страшные сказки, мистика, юмор, лирика и философия. Это повествование о семье необычных и не поддающихся классификации существ.

Последней оригинальной книгой Рея Брэдбери стала «Отныне и вовек», вышедшая в 2007 году, когда писателю было уже 86 лет. В нее вошли две повести, работа над которыми также длилась не один год. «Где-то играет оркестр» — романтическая истории о городе, в котором остановилось время, где в покое и неге живут поэты. И «Левиафан-99» — остроумно перенесенный в космос сюжет любимого Брэдбери «Моби Дика».

Pages: 1 2

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>