БРЭДБЕРИ — ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ

22 августа 1920 года в городке Уокиган, США, родился Рэймонд Дуглас  Брэдбери (Raymond Douglas (Ray) Bradbury), а в прошлом году 5-го июня он ушел из жизни. Предлагаем вашему вниманию статью Андрея Щербак-Жукова о великом писателе.

Брэдбери — известный и неизвестный

Не дожив двух с половиной месяцев до своего девяностодвухлетия, умер Рей Брэдбери. Главное, конечно, не то, что «умер в возрасте», а то, что прожил без малого  целый век. И более шести десятилетий из этого века он активно писал и публиковался. Практически до последнего Брэдбери напоминал о своем существовании новыми книгами.

Его первый сборник вышел в Америке в 1947 году, а последние новые произведения — в 2007-м. Возможно, было что-то в периодике и позже. А раньше — было точно. В первые послевоенные, кризисные годы юный Брэдбери писал «ужастики» для самых низкопробных журналов. С трудом перебивался от одного мизерного гонорара до другого. И вдруг его рассказ, отвергнутый трэш-изданиями, принял дорогой глянцевый журнал, публикующий серьезный мейнстрим, и заплатил столько, что писателю хватило на экскурсионную поездку в Мексику.

Молодой человек понял, что его увлечение не пустая забава, как ему пытались внушить близкие. И в это же время ему предложили выпустить сборник уже изданных в периодике новелл. Книга называлась «Черный карнавал»; это была коллекция историй в жанре «хоррор». Но уже в них чувствовалось что-то необычное, свойственное высокой литературе, а не популярной беллетристики, из которой все это выросло. Например, герой одной из новелл вдруг осознал, что внутри него находится скелет, и испугался его. И что же? Он нашел специалиста, который «высосал» из него скелет, превратив тем самым героя в студень. На первый взгляд — трэш. Но психология героев — до дрожи реалистична!

Так же было и с фантастикой Рея Брэдбери. Ракеты и другие планеты были только антуражем, на фоне которого разворачивались парадоксальные, но психологически выверенные истории. То, что называется «научной фантастикой», Брэдбери начал писать в начале 50-х. Тогда в этом литературном направлении еще главенствовал принцип, сформулированный издателем первого в мире н/ф журнала Amazing Stories Хьюго Гернсбергом: «Фантастику пишут люди науки о людях науки и для людей науки».

Рей Брэдбери не был человеком науки, он был поэтом. И фантастика его была необычайно поэтичной. Он никогда не был, что называется, в обойме — всегда был наособицу. И его фантастика переворачивала представление об этом направлении, открывала новые горизонты.

Page 1 of 3 | Next page