Десять заповедей Рональда Нокса
Если рассмотреть наиболее популярные произведения фантастической литературы, то мы обнаружим, что в большинстве из них присутствует детективная составляющая. И неудивительно – тайна, загадка, расследование самый надежный способ удержать читательское внимание. Английский священник, теолог и автор детективных романов Рональд Нокс (1888 -1957) предложил десять правил написания таких романов. Они были изложены в работе по теории детективного жанра – небольшая ироничная статья “Десять заповедей детективистики” (1929). Убежденный сторонник конан-дойловского канона, Нокс в то же время видел и его ограниченность. “Детективу грозит перспектива оказаться исчерпанным, – писал он. – Сюжеты делаются все более изощренными, но и читатели становятся все искушеннее. В наши дни почти невозможен литературно-детективный блеф, который не распознали бы проницательные читатели”. О том же предупреждали другие сторонники классической модели. Э.Беркли писал: “Лично я абсолютно убежден, что дни старого детектива, являющего собой интеллектуальную загадку и полагающегося всецело на логику, без запоминающихся характеров, стиля или, наконец, юмора, сочтены. Я уверен, что детектив рано или поздно превратится в роман с детективным или криминальным началом, где интерес читателей будет основан не столько на математике, сколько на психологии”. Критик Ф.Ван Дорен Стерн: “Насущнейшая необходимость детективного жанра сегодня заключается не в обновлении аппарата, но в новом подходе. Жанр нуждается в серьезном обновлении. Нужен возврат к первоосновам, требуется осознание того, что тема убийства имеет самое прямое отношение к миру эмоций человека и заслуживает самого серьезного отношения. Писатели-детективисты должны знать больше о жизни и меньше о смерти, больше о том, как люди думают, чувствуют, поступают, и меньше о том, как они умирают”.
Рональд Нокс
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЕТЕКТИВНОГО РОМАНА
Перевел с английского В.Воронин
I. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить.
Таинственный незнакомец, который явился неизвестно откуда, например сошел, как это часто бывает, с борта корабля, и о существовании которого читатель никак бы не мог догадаться с самого начала, портит все дело. Вторую половину этой заповеди труднее сформулировать в точных выражениях, особенно в свете некоторых замечательных находок Агаты Кристи. Пожалуй, вернее будет сказать так: автор не должен допускать при изображении персонажа, который окажется преступником, даже намека на мистификацию читателя.
Page 1 of 2 | Next page