ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

Гравилет “Цесаревич” (1993)

“Гравилет “Цесаревич” появился на страницах журнала “Нева” через два года после того, как СССР прекратил свое существование, прилагательное “советский” исчезло с вывесок на дверях госучреждений, а страна, как говорится, “вступила в эпоху первоначального накопления капитала”. На этом фоне Вячеслав Рыбаков, любимый ученик Бориса Стругацкого, пишет альтернативно-исторический роман о Российской империи, где коммунисты и монархисты, православные и мусульмане, потомственные аристократы и выходцы из простонародья живут душа в душу и трудятся плечом к плечу. Где разница в убеждениях не ведет к размежеванию, а напротив — помогает укреплять горизонтальные связи. Книгу о том, что любая идея, овладевшая массами, если отбросить все наносное, содержит морально-этический стержень, а людям с убеждениями проще найти общий язык друг с другом, чем с теми, кто живет одним днем. “Гравилет “Цесаревич” — вещь в своем роде уникальная. Это, пожалуй, единственная в нашей литературе “имперская утопия”, где всеобщее благоденствие достигнуто не за чей-то счет (благодаря подавлению большевистского мятежа, победе над нацистской Германией “малой кровью на чужой земле”, физическому устранению врагов России — анархистов, атеистов, инородцев и на всякий случай рыжих и картавых), а исключительно благодаря поголовному духовному просветлению. К сожалению, Рыбаков сам отлично понимает утопичность этой картины: чтобы достичь гармонии, надо для начала совершить антропологическую революцию, изменить саму человеческую природу. Как этого добиться, не пролив реки крови, писатель ответа не дает.

 

Евразийская симфония (2000–2005)

Хотя официально автором семикнижия “Евразийская симфония” до сих пор числится “великий еврокитайский гуманист Хольм ван Зайчик”, давно не секрет, что под этим псевдонимом скрылись петербургские ученые-синологи Вячеслав Рыбаков и Игорь Алимов. Отсюда и обилие востоковедческих “гэгов”, хорошо известных в профессиональных кругах, и сама альтернативно-историческая развилка, неразрывно связанная с историей средневекового Китая. В XIII веке монголы заключили прочный союз со славянскими князьями и основали крупнейшую державу мира — Ордусь — благополучно дожившую до наших дней. В состав этого государства вошел и Китай, всегда успешно ассимилировавший захватчиков. В итоге монголы и русские приняли конфуцианскую этику, не растратив пассионарность, а на карте появилось удивительное государство, где консерватизм органично сочетается с новаторством, а главный жизненный принцип выражается фразой “плохих людей нет”. По сути, Ордусь — еще одна версия утопической империи из “Гравилета “Цесаревича”, с одной стороны более лубочная, а с другой — более реалистичная. Гармония в Ордуси XXI века, безусловно, достигнута ценой немалой крови, пролитой в прошлом. Однако герои цикла, при всем их благородстве и внутренней тонкости, не склонны рефлексировать по этому поводу — да и по любому другому, строго говоря, тоже. Чувство неуверенности, раздвоенности, собственной неправоты (зачастую ложное), характерное для персонажей раннего Рыбакова, ордусским единочаятелям незнакомо. Хотя, возможно, именно этой их внутренней целостности героев “Евразийская симфония” обязана своей широкой популярностью, с которой не сравнится скромная известность ранних книг юбиляра.

Звезда Полынь (2007)

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Pages: 1 2 3

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>