ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

Британский писатель-фантаст Йен Макдональд (Ian McDonald) был гостем фестиваля “Петербургская фантастическая ассамблея” в середине августа. О том, как живется британским фантастам, почему чудакам необходимо собираться вместе и можно ли провести параллели между современной Россией и Индией ближайшего будущего, писатель рассказал РИА Новости.

Британский писатель-фантаст ирландского происхождения Йен Макдональд (Ian McDonald) был гостем фестиваля “Петербургская фантастическая ассамблея”, проходившего под Санкт-Петербургом в середине августа. Несмотря на изобилие жанровых наград, среди которых “Хьюго”, “Локус”, премия имени Ф.К.Дика и целых пять премий Британской ассоциации научной фантастики, Макдональд до недавнего времени был известен в России только по роману “Река богов” (River of God, 2004), сборнику “Ночь всех мертвецов” и рассказам, щедро рассыпанным по журналам и сборникам. Однако в 2013 году случился прорыв — почти одновременно на русском вышло три новых романа писателя: “Странник между мирами” (Planesrunner, 2011), “Будь моим врагом” (Be My Enemy, 2012) и “Дом дервиша” (The Dervish House, 2010). О том, как живется британским фантастам, почему чудакам необходимо собираться вместе и можно ли провести параллели между современной Россией и Индией ближайшего будущего, писатель рассказал РИА Новости. Беседовал Василий Владимирский.

- Йен, вы в России первый раз. Насколько впечатления от нашей страны совпадают с вашими ожиданиями?

— Когда мне было 13-14 лет, я был очень серьезным молодым человеком и читал много серьезной классической литературы. В том числе русской. Разумеется, Достоевского, Толстого, пьесы ваших классиков, таких как Чехов, прочел “Тихий Дон” Шолохова… Около 17 книг за два года.

Думаю, классики описывали, скорее, собирательный образ русской души, прочно связанной с родной землей. То, что я увидел, в общем и целом вполне соответствует ожиданиям. Надо отметить, что герои вашей классики очень серьезно относятся и к жизни в целом, и к своим поступкам в частности. Это заметно отличает русских от ирландцев. Если в России считается, что жизнь надо прожить серьезно, то в Ирландии жизнь полагают слишком важной штукой, чтоб относиться к ней чересчур всерьез. Кроме того, за последние 100 лет Россия прошла через две очень травмирующие революции — особенно интересно наблюдать, как восстанавливается страна после последнего революционного потрясения, случившегося по историческим меркам не так давно.

- Вы приехали в Россию по приглашению “Петербургской фантастической ассамблеи”. Такие конвенты проходят во многих странах, но ни любители детективов, ни поклонники дамских романов ничего подобного не организовывают. По крайней мере, не в таких масштабах. В чем отличие фэнов от любителей других видов массовой литературы?

— Скорее всего, это имеет мировоззренческие корни. Исторически научная фантастика и фэнтези считались несерьезными, второсортными литературными направлениями. Наверное, на многих из нас, поклонников НФ, осуждающе поглядывали бабушки и дедушки, а родители советовали бросить заниматься этой ерундой и взяться наконец за ум. Поэтому для любителя фантастики и писателя-фантаста важно понимать, что ты в этом мире не один, что вас таких много.

- То есть конвент — это объединение чудаков, фриков?

— Ну да, можно сказать, что это сборище чудаков, с которыми мы говорим на одном языке об интересующих нас вещах, насколько бы странными эти вещи ни казались. На самом деле чудаков вокруг полным-полно, просто мы можем об этом не знать — конвент же позволяет людям раскрыться.

Ну а для меня конвент это прекрасный способ отдохнуть. Писательская работа на самом деле каторжный труд. Если я сижу в кресле и смотрю в пустоту, это не значит, что я не работаю. Человеку, далекому от литературы, может показаться, что я бездельничаю, но на самом деле идет напряженная работа мозга. Мы, писатели, как клептоманы, подбираем все, что нужно и не нужно, поэтому наши головы полны непонятных и даже ненужных вещей. Куча времени и сил уходит на то, чтобы из этого хаоса родилась некая новая замечательная идея. И невозможно предсказать, когда это случится. Наши фантастические миры формируются, когда мы сидим и смотрим в стену, только потому, что мы работаем над тем, как разложить все по полочкам.

Pages: 1 2 3

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>