ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

«Не все клише – архетипы, но все архетипы – клише. Для того, вероятно, и существует реальность – или то, что выдаёт себя за неё, – чтобы её разрушать. Просто быть в реальности – всегда недостаточно. Непременно надо… понять… познать… в библейском смысле… деконструировать… алгеброй агонию… то есть алхимию…» 

Рафаэль Левчин. «Сумерки предателей»

Рафаэль Левчин – известный поэт, драматург, контркультурщик и авангардист, издатель самиздат-журнала REFLECT… КУАДУСЕШЩТ… и многое другое. Его творчество неразрывно связано с фантастикой во всех её проявлениях. В апреле 2013-го года он приехал из Чикаго в Киев для участия в Фестивале Актуального Украинского театра: http://faut.eu.pn/ – и нам удалось немного побеседовать.

Прежде всего, давайте определимся с терминами и понятиями. Чтобы у читателя не возникало недоумения, когда он будет сталкиваться со словами литература и фантастика. Есть ли вообще хоть какой-нибудь смысл в разделении этих понятий?

Гм… начать с того, что я, по-моему, не особенно известен (хотя спасибо, конечно!), разве что в довольно специфических кругах (что меня в принципе вполне устраивает), и едва ли контркультурщик… впрочем, как все споры, это именно спор из-за недоговоренности о терминах.

Для меня нет принципиальной разницы между литературой и фантастикой, равно как между живописью и фантастикой, кинематографом и фантастикой, театром и фантастикой… и если уж на то пошло, между жизнью и фантастикой, любовью и фантастикой! Мы все ежесекундно совершаем совершенно фантастические действия и не думаем об этом… а уж пытаться создать героя (то есть Адама!), дать ему жизнь и окружение… это ли не фантастика?! Особенно если учесть, что каждая придумка к нам возвращается.

Мы существуем в мифологизированном культурном пространстве. Мифы и архетипы являются основой современной цивилизации. Кажется, что сейчас наблюдается отход от традиционной классики, опошление её и попытки создания новых мифов. Особенно это заметно в литературе и кино США. Может ли человечество растерять весь культурный багаж тысячелетий в попытках создать новые точки отсчёта, которые на деле окажутся лишь гигантами на глиняных ногах, а то и сиюминутными миражами?

Точно так же не особенно удачен термин «опошление классики» — с классикой довольно-таки непочтительно обходились ещё в глубокой древности, переосмысливая, переворачивая с ног на голову мифы и творя новые, прямо на глазах становившиеся древними; скажем, миф о Дионисе (что буквально означает «Сын божий») был когда-то, придя в Элладу с Востока, шоком и ужасом. Я понимаю, конечно, что очень удобно свалить всю ответственность на «литературу и кино США»,  но – не выйдет,  отвечать предстоит всем вместе и каждому персонально. Мы ВСЕГДА создаём новые точки отсчёта, они же гиганты на глиняных ногах (сиречь големы) и сиюминутные (на каких-нибудь пару тысячелетий) миражи. И вот именно так-то и творится пресловутый культурный багаж тысячелетий, в котором намешан уж такой «коктейль Молотова»!..

У меня сложилось впечатление, что коллажи были органическим дополнением к стихам и прозе. А керамика и глина – это как бы попытка выхода в иное пространство, выразить то, что недосказано в текстах. Так ли это?

Да, пожалуй.

В большинстве своем мы воспринимаем МАСКУ как нечто скрывающее наше лицо. Скрывающее истинное (реальное) обличье, и подменяющее искусственным, преображающим и искажающим. Маска – это обман (ложь), уход от действительности в том понимании, как привыкли её воспринимать большинство окружающих нас людей. Как же можно через обман разговаривать с миром?

Нет, маска — это не совсем и не только обман, всё гораздо интереснее.

Маска – это наши замыслы, желания, одежда, работа, действия, дом, тело… каждый раз, когда мы думаем: ну, вот это уже не маска! – оказывается, что это очередная маска. Человек, решивший для себя: ну, я-то не ношу маску! – всего лишь оказывается в маске отказавшегося от маски. Литература, как и все виды искусства, есть одна из сложных, красивых и опасных масок. Стоит вспомнить, что то, что мы пишем, рано или поздно сбывается.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Pages: 1 2 3

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>