Интервью. Рафаэль Левчин: «То, что мы пишем, рано или поздно сбывается»

«Не все клише – архетипы, но все архетипы – клише. Для того, вероятно, и существует реальность – или то, что выдаёт себя за неё, – чтобы её разрушать. Просто быть в реальности – всегда недостаточно. Непременно надо… понять… познать… в библейском смысле… деконструировать… алгеброй агонию… то есть алхимию…» 

Рафаэль Левчин. «Сумерки предателей»

Рафаэль Левчин – известный поэт, драматург, контркультурщик и авангардист, издатель самиздат-журнала REFLECT… КУАДУСЕШЩТ… и многое другое. Его творчество неразрывно связано с фантастикой во всех её проявлениях. В апреле 2013-го года он приехал из Чикаго в Киев для участия в Фестивале Актуального Украинского театра: http://faut.eu.pn/ – и нам удалось немного побеседовать.

Прежде всего, давайте определимся с терминами и понятиями. Чтобы у читателя не возникало недоумения, когда он будет сталкиваться со словами литература и фантастика. Есть ли вообще хоть какой-нибудь смысл в разделении этих понятий?

Гм… начать с того, что я, по-моему, не особенно известен (хотя спасибо, конечно!), разве что в довольно специфических кругах (что меня в принципе вполне устраивает), и едва ли контркультурщик… впрочем, как все споры, это именно спор из-за недоговоренности о терминах.

Для меня нет принципиальной разницы между литературой и фантастикой, равно как между живописью и фантастикой, кинематографом и фантастикой, театром и фантастикой… и если уж на то пошло, между жизнью и фантастикой, любовью и фантастикой! Мы все ежесекундно совершаем совершенно фантастические действия и не думаем об этом… а уж пытаться создать героя (то есть Адама!), дать ему жизнь и окружение… это ли не фантастика?! Особенно если учесть, что каждая придумка к нам возвращается.

Мы существуем в мифологизированном культурном пространстве. Мифы и архетипы являются основой современной цивилизации. Кажется, что сейчас наблюдается отход от традиционной классики, опошление её и попытки создания новых мифов. Особенно это заметно в литературе и кино США. Может ли человечество растерять весь культурный багаж тысячелетий в попытках создать новые точки отсчёта, которые на деле окажутся лишь гигантами на глиняных ногах, а то и сиюминутными миражами?

Page 1 of 4 | Next page