ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

Однако, антиутопия-призыв, антиутопия-предупреждение — это всегда выход на утопию. Вернее, на «евтопию» («утопия» — «место, которого нет», «евтопия» – «лучшее место»). Я ещё говорю — «евхронотопия» («лучшее место и время»)… То есть, если социальные уродства, описанные в антиутопии, будут преодолены, — наступит как раз «ев…» и т. д. Этот жанр фантастики куда более почтенен, чем его антипод: он ведёт  родословную от знаменитых  сочинений Платона, Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, включает в себя книги Жюля Верна, Герберта Уэллса, Александра Беляева, Ивана Ефремова, Олеся Бердника…  Захотелось и самому, по мере сил,  показать читателям, что болезни настоящего времени излечимы и надеяться надо на самое лучшее — на то, что нашими усилиями и работой наших потомков будет построено общество мира, справедливости и благополучия. А затем, на том же восходящем пути, человек станет всемогущ и бессмертен. Коротко говоря, хотелось добавить людям оптимизма. 

В выступлении вы сказали, что на написание книги ушло 16 лет. Чем обусловлен такой длительный период времени и как, возможно, стремительные перемены в социальном устройстве  нашего общества, повлияли на суть произведения или дату завершения работы над ним?

Во-первых, я, конечно, эти 16 лет не посвятил единственно написанию «Смертеплавателей». Свой предыдущий роман, «Битва богов», я писал общим счётом 23 года — но, если бы я вздумал заниматься только этим, то быстро протянул бы ноги от голода… Я — активно действующий телевизионный, а теперь ещё и газетный журналист. В определённой степени, из-за моих профессиональных обязанностей приходилось на те или иные сроки бросать работу над книгами; потом возвращался. Одним трудом писателя-фантаста у нас не проживёшь — если ты, конечно, не подрядился писать пустопорожние «космические оперы» с массой бессмысленных приключений, столь любезные иным издательствам, или, на потребу интеллектуальным мещанам, ваять эпопеи о драках ведьм и оборотней на улицах современных городов… Однако я, увы, другой. Перефразируя слова Некрасова, чувствую, что обязан быть «и поэтом, и гражданином». Пепел разрушенной Родины стучит в мой сердце. Конечно же, в связи с этим  за полтора десятка лет изменились и суть романа, и дата его завершения. Я ждал, – во что выльются процессы разворовывания и растаскивания народного добра, нажитого за три советских поколения? Каким станет наше злосчастное общество, вновь заражённое бациллами хищной корысти, национализма, аморальности? Что-то вымарывалось, что-то переписывалось заново. «Смертеплаватели» 2012 года уже не совсем таковы, как их журнальный вариант 2008-го. Наверное, роман стал «взрослее» и жёстче. Перелом 1990-х годов сросся, но сросся патологически. В таких случаях хирурги  ломают кость — и сращивают её заново…

Как по-вашему, какая возрастная группа станет  (стала) читателями «Смертеплавателей» и на какую аудиторию вы прежде всего ориентировались?

В принципе, на какую аудиторию ориентировался, та и становится. Образованные люди от 25-30 лет и старше; те, кто ещё немного помнит советское время и уже задаётся серьёзными вопросами о жизни  и смерти. Однако аудитория складывается трудно, — ибо, по сравнению с советским временем, возможности распространения книг сейчас просто ничтожны. Приведу пару цифр. В 1990 году книжные магазины Украины продали 490 миллионов экземпляров книг: 190 миллионов, выпущенных нашими издательствами, остальные — изданные в республиках СССР. В прошлом году разошлось 34 миллиона экземпляров, или почти в полтора десятка раз меньше. Причины этого страшного падения известны: здесь и тщательно прививаемое народу известными силами отвращение к серьёзному чтению, и (также направленная на всеобщее оглупление) конкуренция с электронными текстами, и, главное, переход книжной торговли в частные руки. Политика владельцев магазинов и их «сетей» топорно проста: прежде всего берём в продажу «раскрученных», скандально известных авторов. У многих книгопродавцов есть свои издательства: значит, кроме привозных «бестселлеров», идёт в ход исключительно их продукция.

 Если мои книги, выпущенные в Москве издательством «Молодая гвардия» («Ночь молодого  месяца», 1984; «Следы на траве», 1990), выходили тиражом 100 000, и тираж этот расходился весьма быстро; если роман «Битва богов», изданный в Киеве тиражом 10000, ещё в 1996 году разошёлся стремительно, — то тысяча экземпляров «Смертеплавателей» до сих пор далеко не распродана…

Расскажите, пожалуйста, читателям, какая идея (концепция) легла в основу сюжета романа?

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Pages: 1 2 3 4

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>