Издательство Сергея Пантюка представило «Кагарлык» Олега Шинкаренко
Когда воплощаются фантазии писателей-абсурдистов
Одна из украинских литературных новинок, уже успевшая побывать на Лейпцигской книжной ярмарке, — новая книжка прозаика, журналиста и блогера Олега Шинкаренко. «Кагарлык» выдержан в эстетике абсурда и в традициях антиутопии. В книжку вошел роман (или, скорее, повесть) «Кагарлык», ряд рассказов и два «киносценария» (по сути, тоже рассказы). Именно, исходя из главного текста («Кагарлык»), и дано название этой рецензии. Хотя в действительности я кое в чем преувеличил. Фантазии Олега Шинкаренко, к счастью, воплотились далеко не полностью, но тенденции вынуждают задуматься.
Главная сюжетная линия произведения-путешествия — попытка главного героя вернуть память и найти жену. Его причудливые странствия происходят в еще более причудливом антураже. Перед нами «постапокалипсическая» Украина: после вторжения России и нескольких ядерных войн здесь осталось совсем немного жителей, Киев стал почти пустым и запущенным городом, зато разросся Кагарлык, время бежит с различной скоростью в зависимости от места, по стране рыщут банды боевиков «Русского мира», группы не очень понятных партизан и просто банды, быт мирного населения скатился до уровня перед индустриальной революцией, но при этом действуют отдельные сверхсложные технологические достижения — скажем, сознание умерших людей научились «клонировать» в специальные приборы. Среди всех этих диковин главный герой пробирается вместе с человеком, посланным с Запада, чтобы спасти его, хотя иностранному гостю, кажется, интереснее просто посмотреть, чем выполнять свою миссию.
Сам Олег Шинкаренко говорит, что выдумал свой «Кагарлык» еще год тому назад и не искал пророчеств, а использовал, обыграл и деконструировал уже имеющиеся в украинском обществе политические фобии. Собственно, таких сгустков массового сознания в книжке обыграно немало. Это и особенности межнациональных взаимоотношений (в частности, здесь давно ожидаемое не в целом ли мире нападение Китая на Россию), и религиозные моменты, и просто бытовая культура. Свое антиутопическое «общество будущего» Шинкаренко выстроил очень непосредственно и будто не очень согласно гравитации, то есть согласно постулатам уже упоминавшейся абсурдной эстетики. Как следствие — появляется село, которое полностью живет под землей и кормит там гигантского крота — ядерного мутанта. Или село, в котором все жители таскают на себе большие камни, чтобы духовно закалиться и усовершенствоваться. А таскать их трудно и лень, и они просто пытаются лишний раз не подниматься с кровати и никуда не идти из дома.
Page 1 of 2 | Next page