ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

Кларку еще не было сорока, когда он уехал на Шри-Ланку («Где это?!») и остался там жить, потому что любил нырять с аквалангом и не любил английскую зиму. Под старость он получил Орден Британской Империи и рыцарский сан практически с доставкой на дом.

Всё.

    Я неплохо устроился. У меня здесь огромная библиотека. Дышу океаном. Слушаю музыку — в основном симфоническую и фортепианные концерты. Или, например, последний альбом Rolling Stones.

Легко заметить, что из списка выпадает и работа Кларка в научном журнале Science Abstracts, и вообще его усилия по популяризации науки; и то, что именно Кларк, а не вполне ему равнозначные Азимов или Хайнлайн, комментировал в прямом эфире репортажи о полетах «Аполлонов»; и его персональные циклы телепередач 1980-х.

Не беда. Кларка за все это высоко ценили, благодарили, награждали и так далее. Главное — результат.  То, что сделал Кларк для внедрения научных открытий в нашу повседневную жизнь, просто нельзя игнорировать. Если совсем честно, скорее уж, эти открытия повседневно игнорируют нас.

Другое по-настоящему грустно: тексты Кларка как-то теряются на общем фоне, не видно их.

Не слышно песни «Конец детства», записанной «Пинк Флойд» в 1972-м. Нет альбома Майка Олдфилда «Песни далекой Земли». Никем не собрано в единое полотно множество других характерных точек и закорючек, разбросанных по всей мировой культуре. Не замечен на ней отпечаток ладони Артура Кларка.

Настоящий «олдовый» знаток фантастики скажет, что это отпечаток мизинца Уильяма Олафа Стэплдона.

И будет, в общем, где-то прав.

Человек быстро сходит с ума, если его изолировать от внешнего мира в тихом, темном помещении. Общество тоже может впасть в безумие при отсутствии достаточных побуждений к действию. Назревает бегство человека с Земли — оно и послужит толчком к началу новой эпохи Возрождения, к новому романтизму.

                                                                         

Все мастера «золотого века фантастики» были так или иначе «ушиблены Стэплдоном» и его концепцией восхождения разумной расы через серию метаморфоз до состояния единого разума, цели и мотивации которого не поддаются осмыслению. Ничего человеческого там уже не остается, зато такой монстр способен творить миры, воображая их. Весь путь от Васи Пупкина до Создателя Звезд и «далее везде» Стэплдон подробно расписал.

Он был мудр, добр, совестлив и напрочь лишен писательского дара. Известна фраза Уэллса: «В литературном отношении его творчество примитивно, как железнодорожное расписание, но в соревновании воображения я бы поставил Стэплдону поминальную свечку».

На наше счастье, любой взятый наугад фантаст из числа «ушибленных», включая Ивана Ефремова, превосходил Стэплдона по умению заправлять фабулу в сюжет, — и философское наследие величайшего визионера планеты Земля было творчески переосмыслено во множестве лайт-версий, вполне доступных рядовому читателю.

Сэр Артур Кларк Конец детстваАртур Кларк говорил, что роман «Последние и первые люди» повлиял на его жизнь, как ни одна другая книга. Но «…должен был наступить рассвет космической эры, прежде чем мир смог понять мысли Стэплдона и смотреть его глазами».

Ерунда. Мир не смог, ему страшно. Кларк был смелый и не побоялся. «Конец детства», самая яркая, самая горькая и самая жуткая книга Кларка — про то, как пресловутый сверхразум присылает на Землю своих акушеров. Они помогут человечеству поскорее разродиться людьми следующей формации. Детишки наши вознесутся в небо, улетая навсегда, а мы будем уничтожены вместе с планетой. Такой взгляд глазами Стэплдона. Поначалу в эти глаза хочется от обиды плюнуть, но, извините, если «проблемы индейцев шерифа не волнуют», что уж говорить о проблемах стружек и опилок. Буратино улетел исполнять замысел автора; Папа Карло сгреб отходы в топку.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Pages: 1 2 3 4

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>