Иван Царевич и Кощей Бессмертный, Илья Муромец и Соловей-разбойник, Печорин и Чичиков, молодогвардейцы и Мальчиш-Плохиш, Румата Эсторский и дон Рэба… Герои и злодеи чьи, имена стали нарицательными. Произнося их, мы подразумеваем целый комплекс личностных качеств и поведенческих схем, главная из которых — способность своими поступками менять мир.
Владимир Аренев (Владимир Пузий). Киевский писатель и литературный критик, автор романов «Магус», «Поломничество жонглера», «Комендант мертвой крепости» и других. Лауреат премий «Еврокон» (2004, лучший дебют), «Звезный мост», Беляевской премии (2008):
— По-моему, нет идеальной формулы для идеального героя или злодея. Иначе в книжных магазинах продавали бы только одни шедевры (ну и поваренные книги, конечно).
Скорее можно и нужно говорить о том, что грань между злодеем и героем тонка, особенно та грань, которая отделяет их от так называемых «обычных людей». Злодей и герой интересны, когда они не лишены обычных человеческих качеств, когда способны ненавидеть, любить, возмущаться, а главное — когда они не являются персонажами неуязвимыми, непробиваемыми.
Еще очень недурно было бы сделать героя и злодея изменяющимися, но это скорее мои личные пристрастия. Ни Холмс, ни Саурон не слишком-то склонны к внутренним, психологическим метаморфозам, — и любим мы их не за это…
Александр и Людмила Белаш. Писатели из Пензы, авторы циклов «Война кукол», «Капитан Удача», «Страна чудес», повестей и рассказов. Лауреаты «Большого Зиланта» (2005) и премии издательства «Vita Nova» (2005):
— Традиционно отсчёт начинается со злодея, поскольку именно он разжигает конфликт. Без него противостоящий герой остался бы просто хорошим парнем.
Итак, для злодея обязательны:
а) мужская притягательность, даже брутальность. Бесцветная личность на такую роль не годится. Какой же это злодей, если он не вызывает симпатий?
б) продвинутость и креативность. Этот тип должен быть технически передовым и творчески активным. Нельзя стать настоящим злодеем, не обогатив себя всеми знаниями, что накопило человечество. А ещё лучше присвоить их себе и стать монопольным правообладателем.
в) разумеется, безнравственность. Возможно, не полная — надо ж оставить злодею хоть какую-то лазейку для исправления. Он ведь тоже человек. Мало ли, вдруг раскается.
Герою сложно выделиться на фоне столь негативно-обаятельного негодяя. Но можно. И средства для этого проще, чем может показаться:
а) подчёркнуто обыденная человечность. Быть просто нормальным, как бы рядовым, но притом на полголовы выше и на полшага энергичнее. Допустима некоторая небрежность в дресс-коде, небритость и даже мелкие слабости по части вредных привычек. Это маскировка. Потом он себя покажет, а с привычками завяжет.
б) здоровый консерватизм. Защищать ценности прошлого (и позапрошлого) века, а новшества (типа поголовной чипизации и воспитания детишек в инкубаторах) — отвергать из пулемёта. Поддержка миллионов обеспечена.
в) нравственность и социальность. Этот малый знает Дао, то есть — куда идти, и, даже если бирюк по натуре, создаёт команду верных друзей, которым сам верен по гроб жизни. Рядом с ним надёжно стоять плечом к плечу. Он может быть жестоким, но — ради жизни других.
К сему — рубаи, написанное нами в пору самиздата:
О, мудрец, словоблудия тянущий нить!
Как не можешь ты зло от добра отличить?
Зло — всё то, что умышленно боль причиняет,
А добро — всё, что может ту боль исцелить
Pages: 1 2
Leave a Reply