ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

— Вы написали и составили более 60 книг. Вот-вот выходит сборник рассказов «О любви и смерти». Он относится к какой-то существующей серии?

— Боюсь, я плохо понимаю ваш вопрос. О каких именно сериях речь? Если о серии «Сновидения Ехо» или о «Сказках старого Вильнюса», то нет. Это просто сборник разных рассказов, которые прежде нигде не публиковались. И все.

— В новой книге рассказов у двух героев, переписывающихся в ФБ, такой диалог:

 

«“А знаешь что? Хочешь, я тебе электронных книжек пришлю? Ты Пратчетта любишь? Например”.

Понятия не имею, о ком речь, но на всякий случай отвечаю: “Да”.

Нельзя слишком часто признаваться в своем невежестве. В какой-то момент оно перестает казаться милым. И никогда заранее не знаешь, что может стать последней каплей.

“А ты у него все читал?” — спрашивает Таня.

“Не все”, — пишу я».

Недавно ушел из этой жизни создатель Плоского мира — Терри Пратчетт. Этот человек, как и вы, создал необычный и крайне живучий мир, помогающий многим читателям лучше психоаналитика. Хочется, чтобы о его творчестве сказал человек, который занимается чудесами. Как вы относитесь к миру Терри Пратчетта?

— Писатели, как подсказывает мне сейчас капитан Очевидность, изменяют мир.

Ну то есть ясно, что вообще все люди его изменяют как могут, каждый — на свой йоктометр (или какая у нас нынче минимальная единица измерения в ходу). Просто у писателей КПД немножко выше, потому что чтение книжек — это опыт, формирующий сознание читателя не в меньшей (а иногда и в большей) степени, чем т.н. реальные события. Ну и каждый мало-мальски толковый писатель снабжает сходным опытом целую толпу народу, после чего означенная толпа, размахивая свежеизмененными сознаниями, бежит изменять свой ближний мир. Причем не как попало, а в совершенно конкретном направлении. Ну, в общем, механизм понятен, да?

Вот почему — продолжает подсказывать мне неутомимый кэп — писать книжки в идеале должны добрые, умные и храбрые люди. Которые при этом ясно понимают, что делают.

Понятно, что от идеала наша текущая реальность пока далека, но все же случается, что все чудесным образом совпадает и книжки начинает писать добрый, умный и храбрый человек. И у него при этом здорово получается, так что читатели охотно делают его книги частью своего опыта и все идет как по маслу. В смысле, мир делается немножко лучше. Иногда даже ощутимо лучше — на целый микрон, к примеру. Или даже на полтора. Это не сарказм, микрон в масштабах целого мира — довольно много. Всего какая-то тысяча микронов — это уже целый миллиметр, а его невооруженным глазом разглядеть можно, прикиньте.

Так вот. Терри Пратчетт был добрый, умный и храбрый. И здорово, что именно ему удалось изменить мир — не на микрон даже, а как минимум на несколько сантиметров. Потому что он отлично рассказывал истории, и у него очень много читателей, объединенных теперь общим опытом. Инструментов, при помощи которых изменялся (и продолжает изменяться) мир. В правильном направлении, конечно. С добрым, умным и храбрым писателем в этом смысле не пропадешь.

— Зачем создавать новые миры?

— Адресуйте этот вопрос Господу нашему, а я постою, послушаю, как Он в бесконечном милосердии своем будет выкручиваться. Мне тоже интересно.

— Вы писали цикл книг о Максе Фрае с Игорем Степиным? Как получается совместное письмо?

— В нашем случае это совместное обсуждение как абстрактных идей, так и конкретных происшествий в пространстве текста, бесконечно ценное для меня.

— Кто-то предлагал экранизировать ваши книги?

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>