ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

Ленинградский (переименованный затем в Петербургский) семинар молодых писателей-фантастов был основан в начале 1970-х годов. Первым его руководителем был Илья Варшавский. После его смерти руководство семинаром принял Борис Стругацкий. Семинар дал дорогу к читателю таким авторам, как Святослав Логинов и Вячеслав Рыбаков (старейшие на сегодняшний день «действующие» члены семинара), Виктор Жилин, Андрей Измайлов, Андрей Столяров, Александр Тюрин, Александр Щёголев, Николай Романецкий, Александр Етоев, Николай Ютанов и многие другие. Работа семинара обычно шла в режиме обсуждения новых рукописей, причём каждый соискатель, чья рукопись получала одобрение, входил в постоянный состав семинара. По многолетней традиции, обсуждения начинались с выступления «обвинителя» (его по своему усмотрению назначал руководитель семинара) и ответного слова «защитника» (его выбирал себе обсуждаемый автор), а по окончании обсуждения все его участники анонимно выставляли автору оценку по «13-копеечной шкале» (то есть в диапазоне от 1 до 13 копеек). Суммарная оценка произведения поступала автору и считалась его первым гонораром.

В 1970-е годы даже «драбантам» (то есть самым давним и авторитетным участникам семинара) удавалось «пробить» с помощью Стругацкого и других писателей старшего поколения только редкие журнальные публикации или участие в коллективных сборниках. Издание их первых авторских книг стало возможным лишь во второй половине 1980-х. Авторы семинара стали существенной частью знаменитой «четвёртой волны» отечественной фантастики.

После того как несколько лет назад болезнь вынудила Бориса Натановича отказаться от личного присутствия на семинаре, заседания проходили под руководством одного из «драбантов» (в число которых был включён также переехавший в Петербург Андрей Лазарчук). Однако Борис Стругацкий неизменно читал предложенные на обсуждение тексты, многие из которых затем публиковались в выходившем под его руководством литературном журнале «Полдень, XXI век».

Катализатор

К знакомству с Борисом Натановичем, как я теперь понимаю, меня принесло естественным течением событий — с той же неуклонностью, с какой река приносит в затон не успевшее окончательно намокнуть полено. Сравнение вполне уместно, потому что был я тогда не более чем потенциальным полуфабрикатом для какого-нибудь типичного Буратино. Пять лет занятий любительским литературоведением и провинциальной журналистикой — опыт по всем меркам весьма скромный, но кое-что мне временами, видимо, удавалось. А ещё было осознание того, что мне очень даже есть куда расти. И желание расти тоже было.

Поэтому когда я попал на семинар Бориса Стругацкого, то был вчерне готов к грядущей обработке.

Её, однако, не последовало. Борис Натанович не проявлял интереса к тому, чтобы кого-то обтёсывать, хотя бы до состояния Буратино. «Полено», мирно ждущее, что его культурной полировкой кто-то займётся на семинаре, обречено было бы ждать этого вечно. Идея была в другом: создать такие условия, чтобы «полено» само захотело очеловечиться и предприняло для этого усилия. Желание такое семинар стимулировал, а усилия — поддерживал, но первоначальный импульс должен был возникнуть естественно, внутри самого «исходного материала».

Борис Натанович не был учителем или наставником в обычном смысле этого слова (хотя это и рискованный оборот — что это ещё за «обычный смысл» слова «учитель»?). Зато он был сильнейшим катализатором творческого рывка. Для него было совершенно естественным предположением, что писатель (равно как и читатель) хочет прежде всего развиваться, открывать новые грани себя, испытывать сотворённые модели реальности, проверять на практике свежие теории, создавать уникальные парадоксы.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Pages: 1 2 3 4 5 6

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>