ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

«За этим-то мы и хо­дим по ок­ру­ге, ле­чим лю­дей и все та­кое, — про­дол­жа­ла гос­по­жа Вет­ро­воск. — Ну и за тем, что­бы лю­дям бы­ло чуть по­лег­че, ко­неч­но. Но глав­ное — это по­мога­ет всег­да ос­та­вать­ся в рав­но­весии. По­ка ты по­мога­ешь лю­дям, ты твер­до зна­ешь, где в те­бе глав­ное, где твоя се­реди­на, твой центр. И так и сто­ишь в этой се­реди­не, как при­к­ле­ен­ная, не ко­леб­лешь­ся ту­да-сю­да. Ос­та­ешь­ся че­лове­ком и не пы­та­ешь­ся злоб­но хи­хикать»  .

Этот ход рас­сужде­ний глу­боко бли­зок и Чес­терто­ну, и Тол­ки­ну, и Ль­ю­ису (вспом­ним его эс­се «Доб­ро и зло как ключ к по­нима­нию все­лен­ной»), и До­ро­ти Сэй­ерс   — все­му то­му, что мож­но наз­вать «ан­глий­ской эти­чес­кой тра­ди­цией».

Дру­гие кни­ги

Прат­четт — это не толь­ко кни­ги о Плос­ком ми­ре. Сэр Тер­ри так­же на­писал три дет­ских ро­мана про кро­шеч­ных су­ществ но­мов  , под­рос­тко­вую три­логию о Джо­не Мак­свел­ле  . В по­следние че­тыре го­да жиз­ни Прат­четт вмес­те с фан­тастом Сти­веном Бак­сте­ром вы­пус­ка­ет пять до­воль­но скуч­ных ро­манов в ду­хе Клиф­форда Сай­ма­ка о па­рал­лель­ных ми­рах  . Есть и не­сколь­ко книг вне се­рий. Са­мые лю­бопыт­ные из них — ли­рико-фи­лософ­ский под­рос­тко­вый ро­ман «На­род, или Ког­да-то мы бы­ли дель­фи­нами»  , а так­же напи­сан­ные в соавторстве со своим другом Ни­лом Гей­ма­ном «Бла­гие зна­мения»   — ли­те­ра­тур­ная иг­ра с куль­то­вым филь­мом «Омен» Ри­чар­да Дон­не­ра. Не­дав­но Гей­ман объ­явил, что од­но­имен­ный шес­ти­серий­ный се­ри­ал по его сце­нарию вый­дет в 2018 го­ду.

Эво­люция Прат­четта: от жур­на­лис­ти­ки к литературе

Ед­ва ли не са­мое лю­бопыт­ное в Прат­четте — это та эво­люция, ко­торая про­ис­хо­дит с ним са­мим от пер­вых книг о Плос­ком ми­ре к по­следним. Труд­но най­ти луч­шую ил­люс­тра­цию то­го, как ра­бота­ет куль­тур­ная и ли­тера­тур­ная тра­ди­ция — это вид­но тем от­четли­вее, что пе­ред на­ми не про­фес­сор фи­лоло­гии, а жур­на­лист. Сам Прат­четт не раз при­зна­вал­ся, что пи­сатель­ство бы­ло для не­го жур­на­лис­ти­кой ины­ми средс­тва­ми. «Пи­сать ро­маны о Плос­ком ми­ре — это срод­ни жур­на­лис­ти­ке, — го­ворит он в ин­тервью жур­на­лу Locus 1999 го­да. — Быть мо­жет, это жур­на­лис­ти­ка, опи­сыва­ющая фак­ты двух- или трех­летней дав­ности, но пос­ледние книг де­сять бы­ли в не­кото­рой сте­пени на­ве­яны от­но­ситель­но сов­ре­мен­ны­ми со­быти­ями». Но со вре­менем в кни­гах ста­новит­ся все мень­ше от ка­пуст­ни­ка и соб­ра­ния гэ­гов и все боль­ше гар­мо­нии, они все мень­ше за­висят от «зло­бы дня», при­об­ре­тая собс­твен­ную ху­дожес­твен­ную ло­гику и энер­гию ли­тера­тур­ной тра­диции. Ин­те­рес­но наб­лю­дать, как бро­шен­ные по­ходя в ран­них кни­гах те­мы поз­же на­пол­ня­ют­ся смыс­лом, а по­вер­хностные ли­тера­тур­ные ал­лю­зии ус­ту­па­ют мес­то про­думан­но и со зна­ни­ем де­ла ис­поль­зо­ван­ным фоль­клор­ным мо­тивам.

Возь­мем для при­мера ран­нюю и позд­нюю кни­ги Прат­четта. «Цвет вол­шеб­ства», пер­вый ро­ман о Плос­ком ми­ре, на­писан­ный в 1983 го­ду, на­поми­на­ет изде­лие хо­роше­го ре­мес­ленни­ка: по су­ти, кни­га поч­ти пол­ностью сос­то­ит из обыг­ры­вания из­вес­тных (и да­же слиш­ком уз­на­ва­емых) фан­тасти­чес­ких произ­ве­дений, обиль­но сдоб­ренно­го не всег­да удач­ны­ми шут­ка­ми. В филь­ме «Back in Black» Нил Гей­ман го­ворит, что часть про­бле­мы с кни­гами Тер­ри в том, что мно­гие на­чина­ют его чи­тать с «Цве­та вол­шеб­ства»: «Но это аб­со­лют­ная ме­шани­на и ужас­ная от­прав­ная точ­ка. Это все рав­но что пы­тать­ся по­нять Вуд­ха­уса, на­чав с его школь­ных рас­ска­зов, — это соб­ра­ние шу­точек, при­чем в „Цве­те вол­шеб­ства“ они да­же не осо­бен­но хо­роши».

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>