«Маленький свободный народец» — книга, воспевающая родные для Пратчетта места, в которой пародия и сатира уже далеко не главное. Пратчетт берет сказания о вольном народце фиглах, смешивает фольклорные компоненты с литературными , добавляет оксфордширских реалий (Белая лошадь, Кузница Вёлунда, Риджуэйская дорога), оживляет все это описаниями меловых холмов, сдабривает псевдошотландским говором и грубыми шуточками фиглов и помещает во вселенную своего Плоского мира. Эти компоненты образуют озорное, но очень гармоничное целое с незыблемой системой ценностей. Поразительно, как богоборец Пратчетт практически создает учебник христианской этики, проповедующий смирение и самопожертвование, и показывает, что магия — лишь спецэффект, тогда как настоящее волшебство возникает из соединения ума (как у настоящего англичанина, ум у Пратчетта на первом месте), любви, хитрости и (опять же очень по-английски) практичности.
В книгах о Плоском мире Терри Пратчетт наполняет свежей кровью традицию фэнтези, которая успела заметно «замылиться» после эпохи отцов-основателей, Толкина и Льюиса, в середине XX века, начав вырождаться в эпигонскую «магическую фантастику». Возвращая на землю слишком оторвавшийся от нее жанр, добавляя отсылок к актуальным событиям и окружающей читателя реальности, он в то же время возвращает его к истокам, вопросам о добре и зле и месте человека в мире. Тем примечательнее, что сделать это смог автор, сам пришедший в этот жанр, чтобы обыгрывать и пародировать его, но в итоге заговоривший его языком всерьез. «Фэнтези — это не про волшебников и дурацкие волшебные палочки, — говорил сэр Терри в речи на вручении ему медали Карнеги (среди получивших ее был и К. С. Льюис), — это возможность увидеть мир под другим углом». Неослабевающий интерес к его книгам говорит о том, что ему это удалось.
Leave a Reply