ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

В первой книге, Вандермеер показывает себя как искусный стилизатор. Насмотренный читатель довольно быстро распознает отсылки и стили, а для менее опытного, по тексту разбросано много подсказок. Книжка содержит в себе много разных стилей, эпох и идей: основной линией идет готический роман, в стиле По, Гоффмана или даже Лавкрафта. За ним чувствуется сильное влияние модернистов — Пруст, Кафка, Гессе, Манн, Джойс и другие. Не обошлось и без более поздних писателей вроде Борхеса или Набокова (главный книжный магазин Амбры называется “Книжный салон Борхеса”, что какбэ намекает)

Однако, город Святых и Безумцев больше чем постмодернистская головоломка в фентезе-мире. По мере продвижения, читателю начнет открываться сквозной сюжет, который завлекает своими тайнами и неожиданными поворотами. Однако, все это будет завуалированно и скрыто, что придется проявить некоторое усилие в чтении, чтобы получить то, что этот сборник может дать. (например, в книге есть здоровенный глоссарий, страниц на сто, в котором есть небольшие заметки на полях. И в этих заметках разворачивается настоящая драма).

В целом, первая книга получилась крайне занятной и интересной, но ее предназначение все-таки познакомить читателя с городом, чтобы он знал, с чем предстоит столкнуться в следующих, более персональных историях.

История Дункана Шрика: салоны, модернизм, баталии историков, наркотики и ужас глубин

Вторая книжка — длинная семейная сага, в центре которой история брата и сестры — Дункана и Дженис Шрик.

Роман написан в стиле модернисткой литературы начала ХХ века. На первый взгляд это вообще может напомнить какие-нибудь пиздострадания парижского бомонда в салонах после первой мировой. Тусовки, выставки, наркотики, религиозные споры, борьба за влияние в научном сообществе. В целом, все это может показаться знакомым, если бы иногда главному герою не приходилось бы спускаться в подземелья под городом, вживлять в себя грибницы, и десятки лет мастерить приспособления, помогающие увидеть настоящее нутро города.

Вторая книжка как по мне самая сильная из трилогии. Тут и очень интересный сюжет, не отпускающий до конца, и неплохие эмоции героев, тяжело переживающих свои взлеты и падения, тягучая атмосфера, которая подчеркивается нарочито размашистым, барочным стилем письма. И смесь привычного с фантастическим сделана очень правдоподобно, что-то похожее было у Сюзаны Кларк в Норелле и Стренже, но там сюжет слишком быстро уходил в фентези-приключения, а тут же он не уйдет в них никогда (по-крайней мере в этой части).

Книжка однозначно зайдет не всем. Она очень длинная, очень медленная и описательная. Иногда она срывается до долгих внутренних монологов героев, иногда в ней долгое время может ничего не происходить; кто-то же может просто не преодолеть стену излишне вычурного, стилизованного текста.

Однако, если вас это не пугает, то можете на выходе получить одну из самых уникальных фентези-книжек из всех, что были написаны.

Финч ‘Дюбуа’ Декард

Последняя книжка трилогии рассказывает о современной (~ наши 50/60-е) Амбре. Она вышла самой фентезийной, запутанной и экшоновой. Жанр опять сменился, в этот раз это нуарный детектив со всеми ему принадлежащими признаками: уставший от жизни детектив с туманным прошлым, который оказывается одним единственным посреди разных противоборствующих сил. Фемме фаталь, в которую он влюблен, но которая преследует какие-то свои, только ей известные цели. Будут тут и драки с гопниками, и перестрелки с грибными мутантами, будут наркотики, будут тайны, погони и циничные пацанские цитаты. Этот город однозначно прогнил, а еще вырастил десятиметровые грибы, пустил споры, и захватил все сетью грибниц.

Вообще, на эту трилогию я наткнулся, когда искал книжки, похожие на диско элизиум. Многие рекомендовали прочитать именно Финча. (хотя я не представляю как можно читать это без первых двух). И правда, все это очень напомнило диско элизиум, при одном недостатке — здесь практически нет юмора. Нью вайрд вообще жанр, в котором всегда мало юмора, и это меня немного смущает, потому что капля иронии пошла бы на пользу книжке.

Ну а в ней мы все еще имеем таинственную историю (которая заканчивает все сюжетные арки начатые еще в первой книжке), классического героя и все тот же безумный (в последней части еще более безумный) город.

Pages: 1 2 3

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>