ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

Отсутствие определённой, общей для всех формы и темы в жанре в 1950-е гг. позволило многим уникальным писателям почувствовать необходимую для творчества свободу. Несомненно, это время подарило научной фантастике лестницу в небо.

Но для того, чтобы забраться так высоко, им отчасти пришлось уничтожить то, что осталось внизу.

Новая волна и подъём феминистской научной фантастики

Важнейшим сюжетом в истории научной фантастики 1960-х является подъём «Новой волны», поначалу всячески поддерживавшейся британским журналом New Worlds, издаваемым Майклом Муркоком, а затем получившей распространение в США после издания Харланом Элисоном сборников “Опасные видения” (1967) и “И снова опасные видения” (1972), в которых новое течение нашло своё отражение.

С научной фантастикой Новой волны случалось немало перемен, с ней ассоциировались самые разные эстетические установки и идеологии, однако общим ядром этого направления были эксперименты с формой и стремление перенести в научную фантастику технику и серьёзность мейнстримной литературы. В сущности, Новая волна пыталась расширить границы возможного, одновременно воплощая контркультуру 1960-х. Как правило, научная фантастика Новой волны была антиэлитарной, но и к бульварщине и фантастике Золотого века она относилась прохладно. Иногда она отворачивалась и от наследия 1950-х, поскольку авторы Новой волны считали предшественников недостаточно смелыми.

Однако такое характерное противопоставление иногда было лишь преувеличением противников Новой волны. Поскольку средний писатель-фантаст вырос на бульварной традиции и существовал в этой самой эпохе 1950-х, особенно учитывая ситуацию на американском книжном рынке, для писателей по ту сторону Атлантики высказанные сомнения по поводу их «среды обитания», пусть и косвенные, стали неприятным разочарованием. Противостояние возникло ещё и потому, что даже несмотря на то, что эпоха 1950-х позволила многим новым голосам быть услышанными, она укрепила коллективные представления о многих классиках Золотого века.

Более того, представители Новой волны основывались либо на кардинально отличном корпусе текстов, либо интерпретировали эти тексты совсем иначе, чем их современники — поэтому диалог двух сторон напоминал первый контакт с пришельцами. Они говорили на разных языках и не знали обычаев друг друга. Даже те, чьё видение было близко Новой волне (например, Фредерик Пол и Джеймс Блиш) оказывались с её представителями по разные стороны баррикад.

С течением времени Новая волна — независимо от того, входили ли в неё авторы или издатели или были против неё — окажется единственным влиятельным течением в научной фантастике, наряду с параллельным всплеском феминистической фантастики, следующим непосредственно за ней (а в некоторых случаях и тесно связанным с Новой волной).

Новая волна породила многих ныне несправедливо забытых авторов, таких как Лэнгдон Джонс, Барринтон Бэйли (обоих переиздавали) и Джон Слейдек, и таких гигантов, как Майкл Муркок и Джеймс Баллард, а также М. Джон Гаррисон и Брайан Олдисс (незваный гость на вечеринке, представитель более раннего поколения). Провокационные издательства в Великобритании, такие как Savoy, подливали масла в огонь.

Возрождению интереса к этим авторам способствовала возрастающая популярность писателей, создававших нежанровую литературу и сочувствовавших Новой волне — Курта Воннегута и Уилльяма С. Берроуза, а также симпатизирующих движению фантастов-лауреатов премий Хьюго и Небьюла, например, Харлан Эллисон. Эллисон вполне вписывался в эстетику Новой волны со своей склонностью поддерживать резкие высказывания новых и заслуженных авторов, включая их в свои антологии, и это позволило движению добраться до Северной Америки. Томас М. Диш и Филип Хосе Фармер получили ощутимую поддержку своего творчества благодаря Новой волне. Другие, как Кэрол Имшвиллер и Соня Дорман, так или иначе забредающие на зеленеющие (правда, порой, слегка замусоренные) поля Новой волны случайно — при этом всегда держась особняком — выходили оттуда, никак не усовершенствовав своё творчество. Отдельные эксцентрики, как Дэйвид Р. Банч, чей цикл “Moderan” с каждым днём кажется всё более и более пророческим, не могли бы и вовсе опубликовать свои тексты, если бы не покровительство Новой волны и не щедрость смелых издателей.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>