ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

Как некоторые авторы Новой волны и феминистической научной фантастики (Делани, Типтри) пытались изобразить реализм еще более реальным, используя метафоры и элементы фантастики Золотого века, так киберпанк пытается сделать акцент на преимуществах компьютерных технологий и, по сути, может рассматриваться как более широкий, с нотками паранойи и теории заговора, взгляд на будущее, нарисованное Филипом К. Диком. Прототипом жанра часто называют блестящих “Наездников” шоковой волны Джона Браннера (1975). (У гуманистов это — “Всем стоять на Занзибаре” того же автора.)

Такие авторы, как Руди Рюкер, Марк Лэйдлоу, Льюис Шайнер и Пэт Кэдиган создали значимые повести и романы в жанре киберпанк. Кэдиган впоследствии выступила редактором антологии “Невероятный киберпанк” (The Ultimate Cyberpunk, 2002), включив (не всегда удачно) киберпанк в контекст более ранних веяний, а также опубликовав там работы в стиле посткиберпанк.

Гуманистическая научная фантастика иногда кажется просто попыткой создания сложных персонажей, приправленной феминизмом с неким акцентом на гуманитарные науки (например, социологию). Интересное заявление делает Кэрол МакГирк в эссе, опубликованном в Fiction 2000 (1992), отмечая огромное влияние «мягкой научной фантастики», преобладающей в 1950-е гг. (вспомним Маклин), на эпохи Новой волны, киберпанка и гуманизма, развитие которых она подтолкнула.  Разница в том, что толчок для Новой волны и киберпанка был мрачным, бунтующим (сюда входят, в том числе, и contes crues — жестокие повести), наполненным антиутопическими идеями, а для гуманистов — диаметрально противоположным, с человеческим существом на переднем плане, полезными и доброжелательными к нему технологиями. (Случай ссоры между братом и сестрой.)

Среди приверженцев гуманистической научной фантастики (иногда её ещё называют слипстрим — довольно ироничный термин, введённый Стерлингом) — Джеймс Патрик Келли, Ким Стэнли Робинсон, Джон Кессель, Джон Майкл Бишоп (крупный автор, писавший и в рамках Новой волны) и Нэнси Кресс, а также работы Карен Джой Фаулер, демонстрирующие атрибуты жанра, но слишком разнонаправленные для классификации или безоговорочного внесения определённого вклада в его развитие. (Эксцентричный характер этого вклада лучше всего продемонстрировал Пол Ди Филиппо, который зашёл так далеко, что позировал обнажённым для одной из обложек.)

Изначально гуманизм рассматривался как полная противоположность киберпанку, но на самом деле обе структуры быстро развились и проделали уникальную работу, бросив вызов существующим установкам. Самым интересным аспектом этого как бы конфликта является самолюбование киберпанка в отношении своих научно-фантастических корней без особой оглядки на мейнстрим. Возможно, это связано с более широким охватом аудитории через поп-культуру (см. журнал Wired). Гуманисты же, в свою очередь, в целом идентифицировали себя в рамках общепринятого стиля, пытаясь через него достучаться до обычного читателя и убедить его в литературной ценности научной фантастики. Примечательно, что принципы гуманистической научной фантастики прямо или косвенно продвигали легендарные Деймон Найт и Кейт Вильгельм, давая литературные мастер-классы Clarion и Sycamore Hill для более опытных писателей. Их семинары оказывались, как правило, полезны именно для авторов-гуманистов.

Критики обоих направлений утверждали, что киберпанк и гуманизм были регрессом или шагом назад после радикализма Новой волны 1960-х гг. и расцвета феминистической научной фантастики 1970-х. Киберпанк считался таковым из-за поклонения технологиям и ослабления роли государственности, даже в рамках критики корпораций. Читатели, разбирающиеся в компьютерной индустрии, например, упрекали Гибсона в неглубоком знании хакерской среды и считали это причиной неточностей в романе “Нейромант”. Также киберпанк в основном придерживался более традиционного взгляда на гендерные взаимоотношения (позаимствовав идею у нуара), ограничивая пространство для творчества писательниц.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>