ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

Научная фантастика в США изначально позиционируется как «литература идей», но что это за идеи, если они могут быть выражены единственно верным путем? Разве нет в художественной литературе мыслей, — умных или глупых, мудрых или предельно простых — ценность которых может быть осознана, только если допустить многогранность способов их выражения? В попытке связать «философскую повесть» и научную фантастику мы неожиданно для себя открываем широчайший спектр подходов, когда-то расцененных как неинтересные, плоские и второстепенные. На самом деле они оказываются просто отличными от основной тенденции, ничуть не хуже, а наоборот, столь же существенными и причастными к созданию жанра. (А иначе вписали бы мы в нашу антологию Карла Чапека с его пьесами о роботах 1920-х гг. и эксцентричным романом «Война с саламандрами» 1930-х?)

Как и данное нами определение научной фантастики как жанра, такой подход позволяет взглянуть на «литературный мейнстрим» одновременно изнутри и снаружи. Почему это работает? Потому что позиция или взгляд — с точки зрения перспектив и преимуществ — исходит изнутри обеих традиций: бульварной и conte philosophique. И в каком-то смысле это верно для любой другой тенденции и жанра, независимо от их целей.

Откуда ни взгляни (с вершины горы, самолета, дирижабля или луны), не веруя теперь слепо в общепринятое мнение, перед нами открывается гораздо более полная картина жанра с огромным количеством заслуживающих внимания научно-фантастических произведений. Исходя из этого, наша антология является подлинным исследованием и отображает его идею, потому что и мысль, и действие требуют затрат творческого потенциала и, каждая по-своему, представляет собой форму развития.

Причина, по которой до сих пор недооценивался вклад conte philosophique в развитие научной фантастики, может быть связана с устоявшимся «культурным раболепством» американской бульварной культуры, неуклонно хранившей верность мейнстриму, принимая форму короткого рассказа как концентрацию необходимых глубоких, психологически убедительных образов. Даже попытки избежать этой необходимости (в прегуманистической научной фантастике) по сути укрепляют позицию абсолютного доминирования мейнстрима.

Вдвойне забавно, что большая часть произведений ранней фантастики проваливается в попытках создания сколько-нибудь глубоких персонажей (при этом здорово рисуя другие миры). Время шло, и жанр наказывал сам себя, не «встречая» той самой единственной верной формы и становясь все более рваным и закостенелым, пытаясь оправдать это фразами вроде «Золотой век научной фантастики наступает в 12». Гораздо лучше для жанра было бы воспринять модель таких стилей, как conte philosophique, пренебречь «одобрением» господствующих тенденций, снова и снова обыгрывающих приёмы смысловой неопределённости Готорна («Натаниэль Готорн был первым научным фантастом») в попытке легитимизовать концепцию мейнстримной традиции.

Ещё немного о бульварной традиции

Помните век бульварных романов и последовавший за ним Золотой век научной фантастики (1920-е – середина 1940-х годов)? В общем и целом, эта эпоха оставила после себя не только целую систему сюжетов, тропов, структур рассказов, но и ощущение растерянности: подражать этой эпохе или оставить её в прошлом. Символом того периода было не столько литературное движение, сколько превосходство особо влиятельных редакторов (Х. Л. Голда, упомянутого выше Кэмпбелла и Фредерика Пола (журнал Galaxy).

Эти редакторы, пытаясь завоевать место на рынке, окружили свои владения границами и установили незыблемые критерии того, что может называться научной фантастикой, а что — нет. В некотором смысле необходимость таких границ была довольно спорной, поскольку никто ещё точно не знал особенностей жанра, а энтузиасты продолжали сталкиваться с его новыми вариациями. Эти правила в беспощадном и все еще тесном литературном мире, где писать мог каждый, отчасти повлияли на саму суть проблемы: к примеру, Теодор Старджон, по слухам, даже на время бросал свою писательскую деятельность из-за строгих редакторских правил.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>