ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

Этот эксперимент модернистов и другие, более свежие, данные свидетельствуют о том, что не только научная фантастика подходит для описания индустриализации или современных технологий — несмотря на многочисленные утверждения об обратном — во многих нефантастических рассказах и романах это было сделано достаточно хорошо. Мы уверены в том, что научная фантастика не могла существовать или возникнуть без продуктов и изобретений, связанных с индустриализацей. Материалистичность научной фантастики сильно зависит от неё, в отличие от других видов художественной литературы (например, исторической). Хоть космический корабль и может быть более или менее фокусной точкой — потенциально столь же обычным видом транспорта, как такси (для поездки до пункта назначения), он, по правде говоря, редко таковой становится. Поскольку космические корабли ещё не существуют, по крайней мере, в том виде, в каком они изображены в научной фантастике — литературном образе будущего. Даже самые «приключенческие» из рассказов ранней научной фантастики должны были занять определенную позицию: провозгласить экстраполированное будущее индустриализации и все более передовые технологии или оплакивать её, с точки зрения великолепия и «чувства удивления», либо нанести удар по идеологии такого мышления через дистопию и изучение преувеличений. (В таком контексте научная фантастика не может рассматриваться как эскапистская или неполитическая, равно как и конформистская, если она не задается вопросом «Почему так?» вместе с «А что, если?»)

Тем не менее, уже сформировавшаяся традиция бульварной литературы никогда не была настолько банальной, или традиционной, или сенсационной, как считалось или как вспоминают 12-летние читатели. Это было далеко не так оптимистично или незрело, как изображали обложки, которые научная фантастика переросла. Частично это было связано с приличным притоком ужасов почти с самого начала становления жанра, через Weird Tales и т. д.  Такие журналы, как Unknown, часто публиковали произведения на стыке ужасов и научной фантастики, и, как показывают некоторые из комментариев к ранним рассказам в этом томе, такой «подъём щупальца» был связан с мистической фантастикой двадцатого века (а ля Лавкрафт), которая впервые появилась в странных космооперах писателей вроде творений Эдмонда Гамильтона. Среди значимых рассказов этого периода многие оказались глубокими из-за темноты, которая ими двигала, и ощущения, что основы Вселенной действительно сложнее, чем мы думаем. В общем, влияние космических ужасов на научную фантастику было больше влияния Лавкрафта, именно они помогли окрепнуть и придать глубину научной фантастике.

A Saucer of Loneliness: Volume VII: The Complete Stories of Theodore Sturgeon.

После Второй мировой: невероятный взлёт научной фантастики

1950-е иногда считаются промежуточным периодом в развитии научной фантастики, главным образом потому, что в это время не происходило значимых «сдвигов» жанра, однако Роберт Сильверберг не зря считает это время истинным Золотым веком научной фантастики. Именно тогда начался подлинный расцвет жанра в Великобритании и США, частично связанный с открытием новых возможностей через развитие иллюстрированных изданий, книжных издательств, альманахов, и частично — с появлением на сцене новых действующих лиц.

Творчество таких высоко интеллектуальных и сложных писателей, как Фриц Лейбер (фэнтези и ужасы), Джеймс Блиш и Фредерик Пол, обрело свою индивидуальность именно в 1950-е не только из-за оживления в издательской среде, но и благодаря членству в литературном клубе Futurians, интересы которого лежали не только в сфере жанровой литературы, но и в более широком тематическом поле.

Плоды этой интеллектуальности демонстрирует Блиш в “Поверхностном натяжении” (1952), предлагая читателю невероятные идеи о возможностях человечества в адаптации среды обитания. В начале 1950-х гг. увидели свет первые художественные произведения Филипа К. Дика. В первой же повести “Там простирается вуб” (1952) Дик заявил права на иллюзорный, абсурдный и противоречащий принятым ценностям мир, в котором в дальнейшем будет происходить действие таких его классических произведений, как “Убик” (1969) и “Пролейтесь, слёзы” (1974).

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>