ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

Артур Кларк, чьё творчество является неотъемлемой частью Золотого века, вошёл в 1950-е с классической повестью “Звезда” (1955) наравне с Робертом Хайнлайном. Рэй Брэдбери продолжал создавать блистательные произведения на волне успеха “Марсианских хроник”. Роберт Сильверберг в 1950-е также был невероятно плодовит, хотя массово переиздавать его начали значительно позже.

Такие недооценённые писатели, как Джеймс Шмиц, Уильям Тенн и Чед Оливер опубликовали в этот период свои лучшие произведения. Том Годвин встряхнул общественность “Неумолимым уравнением” (1954) — стоящая повесть, не включенная в антологию, которая может стать поводом для споров фантастов-гуманистов, так как некоторые из них попытаются в точности её повторить. Злая сатира о вторжении инопланетян Тенна “Освобождение Земли” (1953), вдохновленная Корейской войной, была ориентиром для протестующих по время вьетнамской войны и стала классикой. Деймон Найт положил начало своему творческому наследию необычной повестью о контакте с инопланетянами “Stranger Station” (1956). Сирил Корнблат (еще один член Futurians) в это время опубликовал свои лучшие рассказы, включая “Глупый сезон” (1950) и “The Marching Morons” (1951), хотя датировка может быть неточной. Также в рамках этого периода стоит упомянуть Роберта Шекли, Аврама Дэвидсона и Джудит Меррил (которая обрела громкую славу скорее как редактор антологии).

С точки зрения ретроспективы, самым уникальным и важным фантастом 1950-х был Кордуэйнер Смит, большинство работ которого опубликованы в середине 1950-х гг. Уникальные в своем роде, его рассказы, местом действия которых является Земля далекого будущего и близлежащие миры, появились как будто из ниоткуда и не имеют явных предшественников. “Сканнеры живут напрасно” (1950) и включенная в антологию “Игра с крысодраконом” (1955) воскрешают космическую оперу, обновляя жанр и возрождая влияние Борхеса и Жарри на научную фантастику. По сей день творчество Смита стоит особняком, будто явившись к нам из альтернативной реальности.

Еще один интересный автор – Джеймс Уайт и его цикл рассказов “Космический госпиталь” (1957-1999), отвергающий приевшиеся конфликты своего времени и сделавший упор на сфере медицинских загадок и инцидентов. В историях Уайта часто отсутствует злодей, а иногда и герой. Такой приём позволял писателю создавать свежие и разнообразные сюжетные линии. Один из лучших рассказов цикла связан с лечением инопланетного ребёнка, который по сути является огромным живым булыжником и у которого абсолютно несхожие с человеческими потребности в еде. Ни Смит, ни Уайт не были столько популярны, как, например, Артур Кларк, но их творческое наследие резко выделяется на фоне общего окружения из-за огромного различия в подходе, сохраняя при этом органичность, увлекательность и современность.

Больше свободы 1950-е подарили таким блестящим писательницам, как Кэтрин Маклин, Маргарет Сент-Клер, Карол Эмшвиллер. Общим в их творчестве является очаровательное сочетание теоретической социологии или жёсткой психологической реальности с уникальными женскими персонажами, выдержанного в манере повествования, характерного для бульварной традиции. Маклин, по сути, первая встала на сторону социологии и так называемых гуманитарных наук, в отличие от «твердой» научной фантастики, радикально настроенной в отношении этих дисциплин в то время. Тем временем, Сент-Клер с её объёмными познаниями в области фэнтези, ужасов и научной фантастики, мастерски писала рассказы, которые могли быть одновременно юмористичными, жуткими и заставляющими задуматься. В некоторых её произведениях видна попытка обсудить наше отношение к животному миру. Вместе эти три писательницы не только проложили дорогу к феминистическому взрыву в научной фантастике 1970-х, но и создали нишу для более неординарного повествования.

А где-то далеко в это время Хорхе Луис Борхес продолжал создавать свои невероятные истории, Хуан Хосе Арреола писал народные сказки и сатиру в традиции научной фантастики, создавая “Baby H.P.” и другие блестящие произведения. Даже близкая подруга Борхеса — аргентинка Сильвина Окампо — писала в жанре научной фантастики (помимо принёсшей ей известность формы потока мысли), одним из примеров которой стал её роман “Волны” (1959), как раз в это время переведённый на английский. Во Франции начали издаваться классические рассказы Жерара Кляйна, такие, как “Монстр” (1958) — предвосхищая грядущий интерес к французской научной фантастике. И, хотя братья Стругацкие еще не получили мирового признания, которое наступит только в 1970-е, когда будут переведены “Пикник на обочине” (1979) и их другие произведения, в СССР уже были изданы такие провокационные и тонкие работы, как, например, “Извне” (1958).

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>