ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

Старый друг, новое приключение

 

Четырнадцать лет спустя, Анджей Сапковский возвращается к «Ведьмаку». Одно из главных событий последних лет? Несомненно. Однако совладает ли «Сезон бурь» с легендой? Тут придется решать каждому из читателей. В любом случае, это роман, милейшим образом соединяющий хорошее приключение с отголосками из прошлого. И в этот мир стоит погрузиться еще раз.

 

Известие о новом «Ведьмаке» было как гром среди ясного неба. Автор, правда, уже некоторое время перестал настаивать, что более никогда он в этот мир не вернется, да и издатели на встречах с читателями давали явственные сигналы, что нечто готовится. Однако читатели не слишком-то этому верили; и вдруг – свершилось! От официального известия до премьеры «SuperNowa» оставила лишь пару недель: едва успеют сойти на нет первые эмоции, а книга уже окажется в руках многочисленных читателей.

Со времен первого текста о Геральте прошло двадцать семь лет, а со времени завершения саги – четырнадцать. Это немалый кусок времени, читатели изменились, да и сам автор – наверняка тоже, между этими датами выросло новое поколение. Непросто будет нынче вызвать всеобщий энтузиазм и удовлетворение, особенно учитывая, что во многих сознаниях ведьмак за эти годы идеализировался, а образ его, скорее, окажется отражением героя компьютерных игр, а не книги. Геральт нынче уже не просто литературный герой, он икона поп-культа, известная во всем мире. Все это приводит к тому, что соответствие ожиданиям и представлениям может оказаться вызовом даже для несомненного таланта Анджея Сапковского. Да и пишущий эти строки не уверен: возможно ли отделить «Сезон бурь» от воспоминаний, сантиментов и того, что навоображал себе ты сам?

Самый известный польский автор фэнтези не претендует на оригинальность: он написал роман, который повторяет удачные моменты его более ранних ведьмаковских романов. Геральту приходится противостоять магическим тварям – что уже видно в первой главе, размещенной в сети, – но куда чаще приходится иметь дело с чудовищами, облаченными в человечье тело. Он попадает в тюрьму, теряет мечи, оказывается нанят чародеями – да тут весь спектр приключений, с которыми может столкнуться проклинаемый, однако и призываемый в случае нужды убийца чудовищ.

Таким образом, в романе создается несколько сюжетных линий, которые взаимно переплетаются, хотя и нет необходимости ожидать, что они поведут к одной цели; некоторые соединяются, но это отнюдь не правило. Сюжетная структуре романа – особенно вначале – ближе всего к… «Башне шутов»; более важным становится само повествование, чем конечная цель. Также как и в томе, открывающем «Гуситскую трилогию», герой мечется по миру, ведомый обстоятельствами (и плохо настроенными телепортами), становится жертвой интриг, его шантажируют и очаровывают. Однако Геральт – не Рейневан: в конце концов он сумеет взять дело в свои руки, никогда не склонит головы, всегда станет выбирать собственный путь. И хотя, по большому счету, влияние его на происходящие события не слишком-то и велико (не в первый раз), однако он сумеет оставить на них свой отпечаток. И – да, это все тот же добрый старый ведьмак, неминуемо попадающий в проблемы из-за отношений с совестью и острого языка, а потом пытающийся выйти из них с помощью меча, кулака или… затычки от бочки.

Из героев предыдущих произведений на страницах романа можно повстречать Лютика, фривольного как всегда; и как всегда готового стеной встать за Геральта. Мимоходом появляется некая волшебница в черни и белом, однако значительной роли в повествовании она не играет. Вместо нее на сцене появляется Коралл – волшебница настолько же рыжая, насколько красивая и коварная. Это не мешает, однако, герою броситься, очертя голову, в бурный роман – впрочем, не единственный в книге. Ничего странного, поскольку ж известное дело: «ведьмак похотлив чрезмерно». Среди новых героев, однако, не хватало персонажей настолько же выразительных, какими были Регис, Цири или Трисс; может потому, что являются они лишь героями второго и третьего планов – а то и просто фоном. «Сезон бурь» – это, скажем честно, сцена лишь для одного актера, что приближает роман, скорее, к рассказам, чем к циклу.

Хватает и того, что я лично более всего ценю в прозе Сапковского: игр со словом, развлечением с жанром и представлением известных мотивов в новом свете. В данном романе автор не слишком-то ударяется в это – но несколько раз оно случается очень четко. К счастью, не обошлось также и без циничных и юморных диалогов, точных шуток и едких комментариев в сторону окружающей нас реальности. Порой – особенно в начале – не хватает блеска, как будто бы не только читателю, но и самому автору требовалось несколько времени, чтобы снова войти в мир ведьмака. Однако чем дальше читаешь, тем чаще попадаются жемчужины.

Pages: 1 2

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>