26 мая в возрасте 96 лет скончался американский фантаст Джек Вэнс
Американский писатель-фантаст Джек Вэнс (Jack Vance), настоящее имя – Джон Холбрук Вэнс (John Holbrook Vance), родился 28 августа 1916 года в Сан-Франциско. C раннего возраста рос на ранчо своего деда в Северной Калифорнии после того, как его родители развелись. Там увлекся приключенческой фантастикой.
Школу Вэнс окончил достаточно рано и до поступления в университет успел в течение нескольких лет побывать строителем, посыльным, поработать на консервном заводе и на устричном судне.
Высшее образование получил в Калифорнийском университете в Беркли, где в течение шести лет учился горному делу, физике, журналистике, английскому языку, успев при этом выкроить время и поработать электриком на верфи в Перл-Харбор на Гавайях.
В 1942 году Вэнс окончил университет, после чего поступил на военную службу моряком торгового флота. Во время службы на флоте им были написаны многие рассказы, объединенные впоследствии в роман “Умирающая Земля” (The Dying Earth, 1950).
В университете Вэнс играл на трубе в джазовом оркестре и именно джазовым концертам были посвящены его первые публикации, когда он работал обозревателем в газете The Daily Californian. Музыка в ее различных проявлениях достаточно часто становится художественным элементом произведений Вэнса.
Показательны в этом отношении роман “Космическая опера” (Space Opera, 1965) и ставший классическим рассказ “Лунная моль” (The Moon Moth, 1961), персонажи которого общаются друг с другом при помощи песен, исполняемых под аккомпанемент ударных инструментов.
В 1950-е годы Вэнс активно путешествовал по Европе.
Писательская карьера Вэнса началась в конце сороковых – во время так называемого Сан-Францисского ренессанса и экспериментов в литературе и искусствах. В этих экспериментах участие принял и Джек Вэнс. Его первый рассказ “Творец миров” (The World-Thinker) был опубликован в 1945 году в журнале Thrilling Wonder Stories.
В 1950 году полупрофессиональным издательством была опубликована “Умирающая Земля” (The Dying Earth), оставшаяся тогда незамеченной и лишь годы спустя ставшая классикой жанра.
Успех пришел с публикацией новеллы “Повелители драконов” (The Dragon Masters, 1962), кдостоиной премии Хьюго 1963. Далее была “Последняя цитадель” (The Last Castle, 1966), получившая сразу две премии Небьюла 1966 и Хьюго 1967, после которой талант писателя был окончательно признан.
В те годы его книги выходили в мягких обложках и воспринимались как литература для развлечения, но его произведения отличались оригинальностью, яркостью образов, динамичностью сюжетов и неистощимой фантазией, что выделяло Вэнса среди многих других авторов. Популярностью пользовались его циклы “Принцы-демоны” (Demon Princes) и “Планета приключений” (Planet of Adventure).
Вэнс много экспериментировал. Вариации на тему постановки шекспировского “Макбета” в “Мире плавучих театров” (Showboat World), антиутопия “Вечная жизнь” (To Live Forever), обретение свободы при помощи языка и культуры в “Языках Пао” (The Languages of Pao). Трилогия “Лайонесс” (Lyonesse) посвящена истории средневековой страны, утонувшей подобно Атлантиде.
К концу 1980-х годов Вэнс практически ослеп, но продолжал писать, пользуясь специальным программным обеспечением. Так было написано одно из его последних произведений – “Лурулу” (Lurulu).
Хотя Вэнс заявил, что “Лурулу” будет его последней книгой, он завершил еще и автобиографию, которая была опубликована в июле 2009 года.
Pages: 1 2
Leave a Reply