ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player
Два литературных авторитета обсуждают политику писательства, искусство сражений на мечах и экономическую выгоду от драконов.
Первая часть здесь, вторая – здесь.

Исигуро: Закончим с жанровым вопросом. Мне было бы интересно узнать о тех необыкновенных взаимоотношениях, которые вы раз за разом выстраиваете в своих произведениях – между людьми, чья продолжительность жизни не превышает обычную человеческую, и бессмертными или очень долго живущими существами. Можете ли вы объяснить, чем вас так привлекает эта тема?

Гейман: Я могу выделить некоторые моменты, которые пробудили во мне интерес к вопросу, и начало, вероятно, было положено в детстве сериалом «Доктор Кто». Тогда я осознал, что вот этот человек из голубой телефонной будки фактически бессмертен, а его друзья обречены остаться позади него во времени. И ещё домашние животные. Вы заводите питомца, но продолжительность жизни у вас с ним не совпадает. Я помню, как в очень юном возрасте впервые осознал этот факт, который стал для меня форменной трагедией. Знаете, моя мышка умерла от старости, но случилось это, когда ей было всего три года. Человеческая жизнь кажется ужасно, до обидного короткой, поэтому для меня одним из самых замечательных преимуществ чтения, не говоря уже о писательстве, является возможность познакомиться с древнегреческими, древнеегипетскими, древнескандинавскими произведениями – способность представить себе, будто мы помним события давно минувших дней. Истории – настоящие долгожители. Они больше и старше нас. В том, чтобы прожить 60, 80 или, если медицинские науки превзойдут все наши ожидания – 120 лет, больше всего расстраивает тот факт, что в действительности нам хотелось бы иметь в запасе не меньше 1000. Мы бы не прочь оглянуться назад и понять: «Откуда взялся подобный образ мыслей?», и ответ мы получаем из передаваемых от поколения к поколению историй, из знаний и опыта, оставленных нам предками. Положим, вы сидите, читаете Пипса и, всего на мгновение, словно бы становитесь на 350, 400 лет старше. Мне всегда нравилась идея продления жизненного срока, смены перспективы. И рука об руку с размышлениями о длительных процессах, на мой взгляд, всегда идёт беспокойство о будущем.

Исигуро: Для ваших произведений характерно поразительное эмоциональное напряжение, возникающее из-за подобного несоответствия, ведь событие, которое одному из нас кажется трагическим, необязательно будет восприниматься так же и долгоживущим созданием. В сериале «Доктор Кто» есть эпизод под названием «Жена Доктора», к которому вы писали сценарий, и один из самых цепляющих моментов серии – когда Рори и Эми оказываются в какой-то странной временной петле. Рори ужасно состаривается, он будто бы ждёт лет 70, пока Эми мечется по другую сторону двери… А она видит неимоверно старого Рори и знает, что всё это время он ждал её, хотя для неё прошло всего лишь секунд 20, а он всё повторяет: «Где ты была, где ты была?», и в следующее мгновение мы видим, что от него остался лишь труп, а на стене, по-видимому, кровью накарябаны ужасные слова. Его любовь обратилась в ненависть, ведь он ждал и ждал её так долго. В последнее время меня интересует разница между индивидуальной и групповой памятью, и мне очень нравится показывать и ту, и другую на конкретных примерах. Общество, государство существует столетия: на какое-то время оно может обратиться к нацизму и натворить немало бед. Но затем появляется следующее поколение и заявляет: «Мы ни за что больше не повторим такой ошибки». В то же время, для человека, жившего в нацистские годы в Германии, вся его жизнь этой эпохой и ограничивалась.

Гейман: Когда вам впервые приходит в голову идея подобной истории, прежде всего приходится подыскивать подходящий способ общения между кем-то, кто видит более полную картину мира или сам заключает в себе этот мир, и человеком, который осознаёт, как бы сказать, один только кирпичик из всей стены. Самое прекрасное в художественной литературе – то, что вы сумеете устроить такой диалог, если вам он понадобится.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Pages: 1 2 3 4

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>