ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

Гейман: Какая забавная идея! Когда речь заходит об историях, я становлюсь истинным дарвинистом, потому что сразу вспоминаю о «Спящей красавице». Студия «Дисней» переиначила сказку, и можно было бы подумать, что так о ней узнало значительно большее число людей, нежели о любом другом варианте этой истории. Однако, если бы люди по-прежнему передавали сказку из уст в уста, не появилось бы диснеевской версии с встречей девушки и принца на следующее утро, а остались бы башня с шипами и сто лет сна. Мне второй вариант нравится гораздо больше. Я думаю, что наверняка существуют люди, которые занимаются культивированием сказок, но вряд ли они могут серьёзно повлиять на процесс: они лишь потакают нашей жажде новых историй.

Исигуро: А теперешние фанфики являются примером таких вот изменяющихся историй? Это сейчас распространённый феномен, который затронул и профессиональных писателей – Ф.Д. Джеймс, например, сочинила продолжение «Гордости и предубеждения», а Себастьян Фолкс написал очередной роман о Джеймсе Бонде – и рядовых поклонников, придумывающих новые подробности, сиквелы и приквелы к полюбившимся книгам.

Гейман: Это вовсе не новое явление. Интересно, что в ранних версиях «Короля Лира», как вы, возможно, знаете, был счастливый финал. Шекспир превратил произведение в трагедию, а в 18 и 19 веках другие писатели пытались вернуть счастливую концовку. Но читатели раз за разом возвращались к варианту, придуманному Шекспиром. Так что Шекспира тоже можно назвать в некотором роде создателем фанфиков. Насколько я знаю, я написал одну лишь такую книгу – «Благие знамения» в соавторстве с Терри Пратчеттом – которая побуждает людей по всему Интернету брать её за основу и писать свои собственные истории. В исходном тексте 100 тысяч слов; а теперь их, возможно, миллионы, и написаны они читателями, вдохновлёнными персонажами романа.

Исигуро: А как вы к этому относитесь?

Гейман: По большей части мне это нравится. Но, пожалуй, в этом смысле больше всех горды и довольны собой должны быть Стэн Ли и Джек Кирби, которые создавали персонажей комиксов. Кирби был художником, а также созидающей силой, породившей в начале шестидесятых Фантастическую четвёрку, Железного человека, Капитана Америку, Халка, Людей Икс. Эти парни придумали персонажей, о которых люди до бесконечности сочиняют и развивают истории, и в этом есть нечто потрясающее.

Исигуро: Да, это точно. Меня часто спрашивают, как я отношусь к фильмам, театральным и постановкам и радиоспектаклям по моим романам. Очень здорово, когда мою историю представляют в другом формате, и, раз уж способ подачи материала меняется, мне всегда хочется внести какие-нибудь изменения. Я не стремлюсь к тому, чтобы адаптации дословно передавали мои романы. Мне интереснее чуточку сместить акценты, потому что, пусть это и довольно тщеславное желание, как рассказчик я пытаюсь добиться того, чтобы моя история стала общественным достоянием и приобрела такой статус, когда люди будут понимать, что могут свободно менять её и выражать с её помощью самые разные идеи.

Гейман: Да, в тот миг, когда живой актёр играет вашего персонажа, происходит нечто невероятное, и последний раскрывается с совершенно иной стороны; а если всё это происходит прямо на ваших глазах, возникает впечатление, будто присутствуешь при рождении чего-то нового. Поэтому мне очень нравится, если люди подхватывают мои идеи и делают с ними, что им заблагорассудится. Я дорожу авторским правом – мне импонирует тот факт, что я могу содержать себя и своих детей благодаря своему ремеслу. С другой стороны, продолжительность авторских прав сейчас составляет всю жизнь плюс ещё 75 лет, и я не уверен, что хочу монополизировать то, что я написал, в течение 75 лет после того, как умру! Не знаю, это ли мне хотелось бы оставить моим правнукам. Было бы здорово, если бы они могли сами решать, что делать с моим достоянием, поэтому не нужно устанавливать ограничения на то, что я создаю, ведь для улучшения культурного диалога может потребоваться вносить какие-нибудь изменения. Мне нравится случай с судебным иском Леса Клингера, благодаря которому было установлено, что наследники Конан Дойла в течение 20, 30 лет занимались вымогательством, вынуждая людей платить за права на Шерлока Холмса, когда срок на них уже вышел.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Pages: 1 2 3 4

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>