ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

“ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ”, по одноимённой повести А. и Б. Стругацких.

Режиссер Алексей Герман, 2013г.

Сценарий: Алексей Герман, Светлана Кармалита

Оператор: Владимир Ильин, Юрий Клименко

За последний год я прочитал много статей, отзывов, интервью (даже один “круглый стол”) посвящённых фильму А.Германа “Трудно быть богом”.  Все они были на стадии подготовки фильма, озвучки, предварительных закрытых просмотров и т.д. И все они пытались отбить у меня желание посмотреть этот фильм. Поэтому я постарался выкинуть из головы чужие мнения и отправился в кинотеатр.

Уже с первых кадров, услышав джаз в исполнении Руматы на арканарском аналоге кларнета, я понял, что пришёл сюда не зря. А когда фильм закончился, то понял и проблему всех читанных мною раньше статей – они обсуждали не фильм, а пытались выяснить “что хотел сказать автор (режиссёр)”. Я бы тоже мог добавить свои соображения на этот счёт, но зачем? Зачем искать скрытые камни и подземные воды? Повесть Стругацких, по которой снят фильм, достаточно глубока и многогранна сама по себе и режиссёр попытался выразить эту многогранность на экране (так как он её понял). На мой взгляд, это ему удалось. И довольно близко к тексту. За три часа проведённые у экрана, мне ни разу не было скучно.

Чтобы понять, что происходит на экране надо хорошо знать и любить повесть Стругацких. Знать (помнить) имена героев и их статус (кто есть кто и зачем) и последовательность развития событий. Тем же кто не читал повесть – лучше не смотреть, не тратить время.

Фильм снят “глазами очевидца” – в документально-хроникальном стиле, потоковое (стрим) видео. Учитывая время, когда снимался фильм (десять лет назад), это было новаторством и могло произвести фурор в кинематографе, если бы фильм вышел на экраны ещё тогда.

Немного удивило обилие домашней птицы в каждой сцене. Если это символ, то я его не понял. И ещё – мне показалось, что не хватило жёсткой режиссёрской руки при окончательном монтаже. Кое-что можно было бы сократить, а кое-что выделить (подчеркнуть), например эпизоды с социально-философскими рассуждениями, которые, на мой взгляд, главные в фильме. Но скорее всего, у режиссёра было другое мнение и эти сцены специально поданы “небрежно”.

В фильме максимально соблюдается реалистичность происходящего: как в визуальном плане, так и в плане исторического правдоподобия событий.

Вопрос поставлен не в том “трудно ли быть богом?”, а в том – возможно ли? Герман дал свой ответ. Он перевёл линию личной трагедии Антона-Руматы в социально-историческую плоскость (или скорее объём) развития человеческого общества. И при этом сохранил личный выбор героя (внутренняя свобода, ответственность) – то, на что делали упор Стругацкие во всех своих произведениях.

Я не буду пересказывать содержание фильма, выискивать совпадения или несоответствия, сравнивать его с одноимённой повестью. Это было бы глупо. Ибо кино и литература говорят разными языками. И только от степени мастерства авторов зависит, поймём ли мы их. И чем талантливее произведение, тем больше разнообразных мнений оно вызовет к жизни.

P.S. Смотреть желательно с субтитрами. Так как на “заднем плане” раздаются невнятные слова, возгласы, окрики и т.д. , часто жаргонные, и их трудно разобрать (по крайней мере, с первого раза).

Юрий Газизов 20.03.2014, Киев

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>