Яцек Дукай «Иные песни».
Реальность «Песней» не очень дружелюбна к читателю. Дукай не разжевывает нюансы своего мира, предоставляя читателю выплывать самому. И тому надо быть осторожным, чтобы не захлебнутся в полноводье романа.
Но тут, словно сжалившись над утопающим, разбалованным легким чтивом, Яцек бросает нам крепкий спасательный круг.
Круг, сразу возвращающий нас на твердую землю.
Психология отношений. Ведь люди и в этом мире, остаются людьми.
Причем людьми, все действия и побудительные мотивы которых самой морфой мира утрированы и выпячены наружу на всеобщее обозрение.
Ни к чему подковерные игры и подсиживание соперника (конечно же, я не говорю о политике). Встань лицом к лицу, и через пару минут вы все между собой решите. Причем, не прибегая к физическим мерам воздействия.
И сразу видно, чем аристократ отличается от доулоса, а крупный хищник от мелкого.
Зеркало. Шикарное зеркало для неискушенного читателя. Посмотри, как ты ведешь себя с другими. Посмотри на себя, лишенного всяких стыдливых покровов. Посмотри, как топчешь и сминаешь ты ближнего своего, не считая его за человека, а лишь за препятствие. Как давишь и давишь, не успокаиваясь, пока не сломаешь, не докажешь свое превосходство. Хотя бы в малом.
Ах, какие шикарные нас ждут психологические этюды! Ведь большинство героев далеко не глупы, и прекрасно отдают себе отчет в своих действиях.
Также интересно весьма своеобразное отношение к религии. Конечно, здесь есть и христианство (точнее кристианство) и мусульманство, но они где-то на периферии, и большой роли не играют.
Логично, к чему вера в потусторонние силы, если в наличие вполне физические кратистосы, подходящие на роли эдаких верховных существ, меняющих реальность одним своим присутствием. А также «ангелы» послабше (демиурги и текнитесы).
Кстати, любопытно, где именно произошла точка бифуркации, разделившая наши миры. То что летоисчисление ведется от Падения Рима, а первым кратистосом стал Александр Македонский нам известно. И, по-видимому, именно он, избегнув ранней смерти, изменил историю, но хотелось бы побольше узнать о тех «временах былинных».
Потрясающий воображение мир, аналогов которому сложно и припомнить. Изящные размышления о человеческой природе и природе отношений. Адекватные герои, съедобный язык и сюжет.
Но при всех бесспорных достоинствах «Песней», роман вряд ли станет моей настольной книгой. Наверно я слишком привязан к нашей реальности, чтобы получать удовольствие от нее же, но измененной таким хитрым образом.
Эрго. Очень мощное и досконально проработанное произведение, перед автором которого хочется снять шапку-ушанку. А вот перечитывать не тянет.