ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

Теоретик культуры Оксана Седых о мономифе в кинематографе на примере культовой саги «Звездные войны»

Концепция мономифа принадлежит американскому исследователю Джозефу Кэмпбеллу (1904–1987). Его самая известная книга — «Тысячеликий герой» («А Hero with a Thousand Faces») — увидела свет еще в 1949 году. Здесь представлена универсальная схема повествования о пути героя, являющая себя в мифах, религиях, фольклоре разных народов, культур и эпох, она и составляет мономиф. С тех пор как американский режиссер Джордж Лукас использовал идеи Кэмпбелла при создании «Звездных войн», концепция мономифа стала навигатором для скринрайтеров. Сегодня на ее основе создаются популярнейшие образцы голливудской продукции вроде «Матрицы», «Игры престолов», фильмов по комиксной вселенной Marvel. Так в основу голливудского сторителлинга были положены научные и философские основания. Рассмотрим кратко, в чем суть этой концепции и как именно она применяется в знаменитой космической саге, включая ее последние эпизоды.

Этапы мономифа

Понятие мономифа Кэмпбелл позаимствовал у Джеймса Джойса, творчеством которого увлекся в конце 1920-х годов, во время путешествия в Европу. То была пора расцвета мифологизма в литературе: «Улисс» Джойса мономифичен, повествует о вселенском Одиссее, о герое как вечном страннике, в каком бы времени и пространстве ни разворачивалось его путешествие. Мифологизму Джойса посвящена первая книга Кэмпбелла «Отмычка к „Поминкам по Финнегану“» (1944). Тогда же ученый открыл для себя Фрейда, Юнга, Томаса Манна. Позже, «изучая Гете, Шопенгауэра и Ницше, — вспоминает Кэмпбелл, — я осознал, что Манн, Юнг и Джойс говорят, в сущности, об одном и том же». Юнг называл это индивидуацией — духовным становлением индивида. Процесс индивидуации антропологически универсален, и потому за разнообразием его культурных проявлений скрывается единый сюжетный паттерн. Этапы индивидуации — это проживание путеводительных встреч с тем или иным архетипом. Архетипы предстают сознанию в мифологическом образе, являющемся метафорой психического состояния. Ту же функцию выполняют образы сновидений: «Каждую ночь в наших сновидениях мы все так же встречаемся с вечными опасностями, фантастическими существами, испытаниями, таинственными помощниками и фигурами наставников; в их обликах пред нами предстает не только вся картина настоящего, но также и ключ к спасению», — пишет Кэмпбелл в «Тысячеликом герое». Помимо этого, Юнг и Кэмпбелл черпали идеи в недрах влиятельной в тот период ритуально-мифологической теории. Используя сравнительный метод, ее сторонники объясняли сходство мифологических нарративов общим истоком — ритуалом, прежде всего посвятительным.

Мономифическое повествование проходит три стадии. Как показал этнограф Арнольд Ван Геннеп, им следует любой переходный обряд: 1) выход неофита за пределы социума; 2) испытания и имитация временной смерти; 3) возвращение в коллектив. Эта схема преломляется в мономифическом сюжете: «Герой отваживается отправиться из мира повседневности в область удивительного и сверхъестественного, там он встречается с фантастическими силами и одерживает решающую победу; из этого исполненного таинств приключения герой возвращается наделенным способностью нести благо своим соплеменникам». Каждое такое путешествие есть вклад в космический баланс: сотворяя собственную личность и обретая жизненные смыслы, герой творит мир; гармонизированный мир отражает состояние его внутреннего я.

Каждая стадия содержит этапы, имеющие конкретное сюжетное преломление, в общей сложности герой проходит 17 ступеней.

Первая стадия — «Исход»

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>