ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

1. Зов к странствиям (по Юнгу — начало индивидуации): герой получает знаки начала пути. Является образ проводника, предвестника перехода в неизведанный мир, куда герою предстоит попасть, что требует отказа от детской жизни, от инфантильного я. 2. Отвержение зова: герой не готов расстаться с детским Ego и замыкается в паттернах прежней жизни (архетип ребенка или персоны-маски). Но игнорировать зов невозможно, полученные знаки наполняют жизнь обещанием смысла, которого лишено настоящее. 3. Сверхъестественное покровительство: фигура наставника, учителя, защитника, в обряде — инициирующего жреца. Он помогает сделать решающий шаг, снабжает героя амулетами, волшебными предметами, необходимыми в путешествии (архетип смысла, Мудрого Старца или Великой Матери). 4. Преодоление первого порога, разделяющего обыденный мир и неизведанное пространство, вход в которое охраняет страж или иное препятствие, требующее преодоления (граница, за которой начинается спуск в глубины бессознательного). 5. Во чреве кита — посвятительный мотив проглатывания (архетип бессознательного): герой проваливается в темное пространство, символизирующее смерть и новое рождения (бездна, могила, гроб, шкура или чрево тотемного животного, материнское чрево). Завершение инфантильной фазы: рождаясь заново, герой готов к испытаниям.

Вторая стадия — «Инициация»

6. Путь испытаний — это главная часть приключения. Герой попадает в необычный фантастический мир. Блуждание в глубинах бессознательного метафоризируется образом запутанных помещений, лабиринта, преисподней, схватками с драконами, демонами и тому подобным. Возможна встреча с проводником-трикстером (архетип Тени). Герой преодолевает опасности и препятствия, осваивает нужные навыки (архетип трансформации). 7. Встреча с Богиней: проекция женственного архетипа (Анимы, Великой Матери), который часто предстает двойственно — и как «добрая», и как «злая» мать. Является образ царственной Богини мира, ведающей жизнью и смертью. Если герой достиг духовной зрелости, он вступает с ней в брак, принимая таким образом Жизнь во всех ее проявлениях. 8. Искушение — часть испытания, как правило, исходит от женщины: испытывается умение героя совладать с ее двойственностью, ее витальными проявлениями; иногда это искушение властью, могуществом, богатством. 9. Примирение с отцом: познание и принятие глубоко скрытых сторон собственной личности достигается через преодоление страха власти отца, то есть самого главного глубинного детского страха. Принятие отца есть принятие себя. Герой «сам становится отцом, обретая его силу; поэтому он сам теперь может проводить обряд инициации, быть проводником, солнечной дверью, через которую человек может пройти от инфантильных иллюзий добра и зла к восприятию величия законов вселенной, очиститься от надежды и страха, обрести покой, постигнуть откровенность бытия». 10. Апофеоз. 11. Награда в конце пути: брак и примирение с отцом подводят к разрешению противоречий, обретению себя; герой достигает просветленного состояния, в полной мере реализует свой потенциал (архетип целостности, Самость).

Третья стадия — «Возвращение»

12. Отказ от возвращения: нежелание героя, достигшего высот в новом мире, возвращаться в мир повседневности. 13. Волшебное бегство: преследование со стороны враждебных сил. 14. Спасение извне: помощь из обыденного мира. 15. Пересечение порога, ведущего в мир повседневности: применение героем полученных навыков для возвращения. 16. Властелин двух миров. 17. Свобода жить: обретение гармонии позволяет герою свободно пересекать границу миров, сохраняя целостность личности; он достигает статуса мастера: сотворив себя, он сотворил мир заново.

Кэмпбелл, Лукас и «Путешествие писателя»

Сегодня об участии идей Джозефа Кэмпбелла в замысле «Звездных войн» широко известно, этой теме посвящены целые книги и философские труды. Примечательно, что осмыслением его идей применительно к американской массовой культуре — индустрии комиксов и научной фантастики — исследователи занялись еще до появления «Звездных войн». В 1977 году вышла книга философа Джона Шелтона Лоуренса и теолога Роберта Джьюетта «Американский мономиф». Ее авторы, по сути, предсказали феномен «Звездных войн», а в своих последующих книгах обращались к нему непосредственно.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>