ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

Джордж Лукас никогда не скрывал своей приверженности идеям Кэмпбелла. Приступая к созданию космической саги, он перечитал «Тысячеликого героя» и позже уверял, что, если бы не Кэмпбелл, писал бы сценарий по сей день. По мысли Лукаса, мифология «Звездных войн» должна была предложить молодым людям какие-то ценности и смыслы, некоторый психологический фундамент, и он нашел его в книгах Кэмпбелла, которого потом называл своим Йодой. Личное знакомство Лукаса и Кэмпбелла состоялось после выхода оригинальных серий, в 1983 году. Режиссер пригласил ученого на свое ранчо в Калифорнии, где они просмотрели и обсудили оригинальную трилогию: «Когда я смотрел фильмы Лукаса, — вспоминал Кэмпбелл, — то увидел, что он действительно систематически прибегает к использованию архетипов, о которых узнал из моих книг <…>. Мне было очень приятно осознавать, что моя книжка оказывает именно тот эффект, на который я рассчитывал, вдохновив человека искусства, чьи произведения становятся популярны во всем мире». В 1985 и 1986 годах на ранчо Лукаса состоялась серия интервью ученого с тележурналистом Биллом Мойерсом, в ходе которого Кэмпбелл неоднократно комментировали сцены из «Звездных войн». После его смерти на основе интервью была выпущена видеокнига «Сила мифа» (1988).

Во многом благодаря феномену «Звездных войн» для многих творческих людей Кэмпбелл превратился в своего рода гуру. К его идеям обращаются не только писатели и сценаристы, но также актеры, музыканты, спортсмены, бизнесмены. Кэмпбелловский призыв «Follow your bliss» — следуй зову своего сердца, своей мечте, делай то, к чему чувствуешь призвание, а не то, чего ждет от тебя внешний мир, — обрел статус жизненного слогана. Влияние Кэмпбелла признают такие современные писатели, как Пабло Коэльо, Ричард Адамс, Дэн Браун (именно Кэмпбелл считается прототипом доктора Лэнгдона в «Коде да Винчи»). После успеха «Звездных войн» голливудская индустрия изменилась не только в сторону увеличения производства блокбастеров. Выяснилось, что идею мономифа можно превратить в коммерческий продукт. Конечно, голливудские сценаристы имеют в своем арсенале и иные техники, основанные на мифологических и фольклорных моделях. Однако в случае мономифа речь идет не просто о технике, но о философской концепции, фундаментом которой послужил столь востребованный в США психоанализ.

За последние тридцать лет мономиф превратился в скринрайтинговую технологию. В конце 1980-х, уже после истории со «Звездными войнами», схемой Кэмпбелла заинтересовался голливудский сценарист Кристофер Воглер, специально изучавший законы киноповествования. Он пришел к выводу, что интуитивно или сознательно, но ей следует огромное количество известных ему сценариев. На основе трудов Кэмпбелла Воглер издал несколько практических руководств по сторителлингу и скринрайтингу, которые очень востребованы в профессиональной среде. В книге «Путешествие писателя» он трансформировал 17-ступечатую модель Кэмпбелла в 12-ступенчатую. Сейчас ею пользуются многие сценаристы (сам Воглер стал известен как создатель сценарной концепции мультфильма «Король-лев»). Предлагаются и другие адаптации. Например, в книге сценариста Крэйга Бэтти «Movies That Move Us: Screenwriting and the Power of the Protagonist’s Journey» (2011) проработан вопрос о различении буквального и психологического пути героя.

Путь героя в «Звездных войнах»

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>