ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

Исход. В завязке всех трилогий космической саги имеется «пусковой» мотив: странствия героя инициирует случайное стечение обстоятельств, ошибка, недоразумение. С точки зрения психоанализа ошибки, промахи (по Фрейду — оговорки) неслучайны и выражают скрытые интенции бессознательного. В сюжете мономифа они выступают как знаки призвания героя, как зов к странствиям. В эпизоде «Новая надежда» (1977) на пустынной планете Татуин Люк Скайуокер покупает случайно попавших на рынок дроидов C-3PO и R2-D2. В памяти последнего обнаруживается послание принцессы Леи. Дроиды — вестники иного мира, а сообщение принцессы, тревожащее напоминанием о Неведомом, — знак призвания героя. Зов настигает героев, уже готовых, с большей или меньшей осознанностью, откликнуться на зов, выйти за пределы рутины. Люк мечтал стать пилотом. Позже выяснится, что он — избранный, принадлежит к джедайскому роду, обладает особыми способности, хотя и не знает о своем происхождении. Согласно Кэмпбеллу, это классический мифомотив. Другой герой саги, контрабандист Хан Соло, случайно подбирает пассажиров, втянувших его в войну с Галактической Империей, в ту сферу жизни, которую ранее он старательно обходил стороной. В его случае решающей будет встреча с принцессой Леей. Люк и Хан — герои разного типа. В классификации Кэмпбелла — герой-спаситель и герой-любовник. Функция Хана как перевозчика, космического сталкера, знающего все тропы чуждого Люку мира, а также амплуа незадачливого контрабандиста указывают также на трикстерство. Юнг возводил образ трикстера к архетипу Тени. Хан, обладая меньшей, чем Люк, степенью осознанности, обладает также недостающими Люку качествами, то есть является его тенью. Дополняя друг друга, они образуют целое. В эпизоде «Пробуждение силы» (2015) на пустынной планете Джакку мусорщица Рей спасает случайно встреченного дроида ВВ-8, в памяти которого находятся координаты местоположения Люка Скайуокера. Как окажется, именно в это место Рей предстоит попасть. В эпизоде «Скрытая угроза» (1999) цепочка случайностей приводит героев к встрече с Энакиным Скайуокером, джедай Квай-Гон сочтет ее предзаданной.

Раньше или позже герой приходит к отвержению зова: Люк не решался покинуть Татуин, поскольку обещал помочь семье. Иногда герои отвергают зов, пройдя значительную часть пути. Хан, доставив друзей к повстанцам, улетает по контрабандистским делам, но в нужный момент возвращается и помогает Люку уничтожить «Звезду смерти». В эпизоде «Пробуждение силы» Финн — бывший штурмовик, примкнувший к повстанцам, — узнав, что предстоит битва с Темной стороной, покидает друзей. Тогда же Рей находит световой меч Люка, но, почувствовав зов Силы, отвергает его.

Особую категорию саги составляют персонажи-наставники (сверхъестественное покровительство). Они снабжают героев знаниями, навыками и чудесными предметами, а именно световыми мечами: Люк получает меч от Оби-Вана, Рей — от Маз Канату. Они указывают направление пути: Оби-Ван указывает Люку путь на планету Йоды; Йода предсказывает, что истинным джедаем Люк станет, лишь сразившись с Вейдером; Маз предсказывает войну с Темной стороной. В новых эпизодах их функции переходят к героям оригинальных серий, чего и требует логика мономифа: герой, пройдя путь и став мастером, становится наставником для нового героя и повторяет путь своего наставника. Люк повторяет путь Оби-Вана: его ученик Бен Соло, как и ученик Оби-Вана Энакин Скайуокер, перешел на Темную сторону. Такой герой уходит из жизни, достигнув высшей точки духовного развития, его смерть — вклад в поддержание космического баланса. Джедаи после смерти становятся Призраками Силы и выступают в роли загробных покровителей. Персонажи-наставники «Звездных войн» напомнили Кэмпбеллу японских мастеров боевых искусств. Действительно, Джордж Лукас, поклонник фильмов Акиры Куросавы, дает здесь прямые отсылки, особенно явные в образе магистра Йоды.

Пересечение первого порога, как правило, связано с рубежом, отделяющим домашнюю планету героя от остальной Галактики, стражами порога часто выступают войска противника. В интервью Мойерсу «пороговой» Кэмпбелл называет атмосферу космического порта на Татуине: она передает ощущение предела, за которым простирается неизведанное пространство и начинается настоящее приключение, и напоминает «Остров сокровищ» Стивенсона, где перед отправкой в далекое плавание герои встречают в порту прожженных морских волков.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>