ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

Наибольший простор фантазии кинематографистов дает этап, в названии которого Кэмпбелл использует библейский образ — «чрево кита». Как только герои покидают родные миры и оказываются в черноте космического пространства, их кораблики захватывают гигантские «чрева» космических машин. Для саги характерны устрашающие образы механических монстров вроде «Звезды смерти» или базы «Старкиллер». Комментируя оригинальные серии, Кэмпбелл соотнес с образностью «чрева» одну из ярких сцен «Новой надежды». На «Звезде смерти» герои попадают в мусорный пресс со сдвигающимися стенами, оказавшись таким образом в самом отвратительном и низменном месте «чрева» (унижение — элемент инициации).

Кэмпбелл (а до него Юнг) подчеркивает, что персонификацией бессознательного может быть стихия, например водная, населенная чудовищными существами: гигантскими рыбами, змеями, драконами. Они олицетворяют опасную динамику бессознательного, которую необходимо ввести в поле осознанности. Примечательно, что механические образы «чрева» дополняются органическими, вполне традиционными для мифа. В мусорном прессе Люка утаскивает под воду мусорный змей. В эпизоде «Пробуждения силы», как только герои покидают Джакку, их корабль глотает огромный транспортник с Ханом и Чубаккой на борту, перевозящий чудищ рафтаров со змееподобными щупальцами; чудища высвобождаются и нападают на героев. «Чревом» являются собственно пасти и желудки монстров. В эпизоде «Империя наносит ответный удар» (1980) гигантский астероидный червь буквально проглатывает «Тысячелетнего сокола» с Ханом и Леей на борту. В «Возвращении джедая» (1983) гангстер Джабба Хатт пытается скормить героев гигантскому песчаному червю. В эпизоде «Скрытая угроза», когда герои пробираются через ядро планеты Набу, их лодку атакуют три водных чудища, поэтапно сжирающих друг друга. К обрядам посвящения отсылают также мотивы временной смерти: смертельные ранения, анабиоз, как, например, застывание Хана Соло в глыбе карбонида.

Пребывание в «чреве» побуждает к открытию жизненных смыслов, пересмотру ценностей. Здесь открываются тайны, случаются судьбоносные встречи и расставания, решающие битвы. Классическим сказочным мотивом является освобождение проглоченных «чревом» людей. Так на борту «Звезды смерти» Хан и Люк находят принцессу Лею. Сближение Хана и Леи происходит в чреве астероидного монстра. Лишь пройдя «чрево», герой готов приступить к следующему этапу квеста.

Инициация. Основное действие «Звездных войн» строится как путь испытаний: героев преследуют вражеские силы, они осваивают навыки, необходимые для борьбы и победы. Джедаев испытывают наставники (ученичество Люка у Оби-Вана и Йоды, ученичество Рей у Люка).

Встреча с Богиней в оригинальных сериях — это встреча с принцессой Леей. Все в ее образе указывает на это: титул принцессы, облик прекрасной девы в белых одеяниях, статус бессменного лидера Сопротивления и приверженность высоким идеалам борьбы за свободу. Именно эта встреча наполняет путешествие смыслом, ведет к цели. Образ Леи с самого начала вдохновляет Люка как героя-спасителя, обладая равной степенью духовности; они оказываются братом и сестрой. Для прагматика Хана встреча с Богиней становится импульсом к духовному развитию, систему его ценностей меняет любовь. Так что здесь перед нами снова классический ход: брак героя с Богиней. Как заметил Кэмпбелл, начав свой путь материалистом, Хан заканчивает его как герой, испытания раскрывают ту сторону его натуры, о которой он сам не знает.

Искушение в «Звездных войнах» исходит прежде всего от Темной стороны и ее адептов.

Примирение с отцом, кульминационный этап мономифа, в «Звездных войнах» реализуется в полном соответствии с его логикой. Дарт Вейдер, главный антагонист, сама персонификация страха, оказывается отцом героя, то есть именно той частью личности, которую сложнее всего интегрировать в сознание. Герою необходимо не победить Вейдера, но принять как человека, как часть себя. Принятие отца — самая главная его победа, знаменующая окончание пути. В интервью Биллу Мойерсу Лукас признался, что в этой нарратеме отчасти отразился его собственный опыт: когда-то его отец был не готов принять его призвание. Заключительные этапы посвящения, предваряющие возвращение (апофеоз и вознаграждение в конце пути), связаны с одержанными героями победами.

 

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>