ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ
Get Adobe Flash player

Возвращение. Хотя название эпизода 1983 года — «Возвращение джедая» — отсылает к «Тысячеликому герою», в сюжете оригинальной трилогии стадия возвращения представлена фрагментарно. Однако отказ от возвращения создает сюжетную интригу в эпизодах 2015 и 2017 годов: Люк Скайуокер, переживший кризис из-за перехода его ученика на Темную сторону, пребывает в затворничестве на планете Эч-То, в священном месте джедаев, хотя его помощь необходима повстанцам, возглавляемым Леей. В «Возвращении джедая» проработаны финальные этапы: Властелин двух миров и Свобода жить. С самого начала Люк является в образе джедая и применяет джедайские навыки. Ему больше нечему учиться у магистра Йоды, который умирает, как бы передав ему правопреемство. Гармонизация происходит и в Галактике, и в душе героя: повстанцы одерживают победу, восстановлен баланс Силы. Мир отражает внутреннее состояние героя, которое передают последние сцены: на праздновании победы присутствуют духи ушедших покровителей (Оби-Вана, Йоды, Вейдера-Энакина). Таким образом все составляющие души пребывают в свободном взаимодействии, наступает торжество Самости.

Некоторые этапы имеют четкое визуальное — цветовое и натурное — решение. Как утверждает Лукас, цвета саги символичны. Цвета Галактической Империи — черный, серый, белый, красный (цвет агрессии). Цвет «домашних» планет (Татуин, Джакку) — светло-коричневый, их пустынность указывает на бессодержательность жизни героев, преодолеть которую они смогут, лишь начав путешествие. Инициации соответствуют заснеженные, застылые миры, а гармонизирующим миром оказывается лесистая планета Эндор. Болотистая планета Дагоба, на которой Люк находит магистра Йоду и получает пророчества о себе и своем пути, — иллюзорный сновидческий мир, герой ощущает себя «как в дурном сне». Лукас стремился представить разнообразные миры и как непохожие на все виденное человеком, и как отсылающие к узнаваемым земным культурным традициям. Так, культура планеты Набу — отсылка к Азии (особенно дизайн церемониальных костюмов). Планета Эндор, особенно сцены с принцессой Леей среди лесного народа, воссоздает атмосферу европейской волшебной сказки. Образ Галактической Империи сконструирован со ссылкой на тоталитарные режимы.

В сюжете первых двух эпизодов новой трилогии («Пробуждение силы» и «Последние джедаи»), который тоже строится мономифически, проработана стадия исхода и часть стадии инициации, включая искушение Темной стороной. От следующего эпизода, премьера которого запланирована на декабрь 2019 года, логично ожидать разрешения главной интриги, то есть «примирения с отцом», принятия героями себя. Это может быть принятие Рей правды о своем происхождении или переход на Светлую сторону Кайло Рена (эквивалент Вейдера). Сценарий третьего эпизода, как утверждают СМИ, неоднократно переписывался, актуальный сценарий стал четвертым по счету с момента начала съемок. Режиссером вновь выступит Дж. Дж. Абрамс, перезапустивший в 2009 году культовый сериал «Звездный путь», а в 2015-м — культовые «Звездные войны», в обоих случаях в основе сюжета лежит мономиф.

Вторая трилогия (эпизоды 1, 2, 3), рассказывающая о пути Энакина Скайуокера на Темную сторону, строится как мономиф наизнанку. Духовную деградацию героя отражает положение дел в Галактике, погрязшей в войнах и раздоре. Герой и мир движутся к дисгармоничному, механистическому состоянию. В образе Энакина-Вейдера Кэмпбелл увидел продолжение фаустовской линии, особенно последнего акта трагедии Гёте, где встает проблема механистического мира. Позже и Лукас назовет путь Энакина фаустовской сделкой с дьяволом. По Юнгу, история Фауста — путь к самости через болезненное саморазрушение. Действительно, Вейдер, как и Фауст Гёте, спасается в самом финале. Как уверяет Лукас, он заранее знал, что в детстве Энакина должно быть рабство. Психотравма станет одной из причин неприятия себя, конфликта героя с собой и миром. Психика человека — система с неустойчивым равновесием, и амбивалентность ее устремлений может быть весьма опасной. В «Звездных войнах» эту идею передает концепт Силы, потому задача джедаев — поддержание ее баланса. В одном из интервью Лукас называет джедаев трансгалактическими терапевтами.

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>