Звездные войны: концепция мономифа
Понятие мономифа Кэмпбелл позаимствовал у Джеймса Джойса, творчеством которого увлекся в конце 1920-х годов, во время путешествия в Европу. То была пора расцвета мифологизма в литературе: «Улисс» Джойса мономифичен, повествует о вселенском Одиссее, о герое как вечном страннике, в каком бы времени и пространстве ни разворачивалось его путешествие. Мифологизму Джойса посвящена первая книга Кэмпбелла «Отмычка к „Поминкам по Финнегану“» (1944). Тогда же ученый открыл для себя Фрейда, Юнга, Томаса Манна. Позже, «изучая Гете, Шопенгауэра и Ницше, — вспоминает Кэмпбелл, — я осознал, что Манн, Юнг и Джойс говорят, в сущности, об одном и том же». Юнг называл это индивидуацией — духовным становлением индивида. Процесс индивидуации антропологически универсален, и потому за разнообразием его культурных проявлений скрывается единый сюжетный паттерн. Этапы индивидуации — это проживание путеводительных встреч с тем или иным архетипом. Архетипы предстают сознанию в мифологическом образе, являющемся метафорой психического состояния. Ту же функцию выполняют образы сновидений: «Каждую ночь в наших сновидениях мы все так же встречаемся с вечными опасностями, фантастическими существами, испытаниями, таинственными помощниками и фигурами наставников; в их обликах пред нами предстает не только вся картина настоящего, но также и ключ к спасению», — пишет Кэмпбелл в «Тысячеликом герое». Помимо этого, Юнг и Кэмпбелл черпали идеи в недрах влиятельной в тот период ритуально-мифологической теории. Используя сравнительный метод, ее сторонники объясняли сходство мифологических нарративов общим истоком — ритуалом, прежде всего посвятительным.
Мономифическое повествование проходит три стадии. Как показал этнограф Арнольд Ван Геннеп, им следует любой переходный обряд: 1) выход неофита за пределы социума; 2) испытания и имитация временной смерти; 3) возвращение в коллектив. Эта схема преломляется в мономифическом сюжете: «Герой отваживается отправиться из мира повседневности в область удивительного и сверхъестественного, там он встречается с фантастическими силами и одерживает решающую победу; из этого исполненного таинств приключения герой возвращается наделенным способностью нести благо своим соплеменникам». Каждое такое путешествие есть вклад в космический баланс: сотворяя собственную личность и обретая жизненные смыслы, герой творит мир; гармонизированный мир отражает состояние его внутреннего я.
Каждая стадия содержит этапы, имеющие конкретное сюжетное преломление, в общей сложности герой проходит 17 ступеней.
Первая стадия — «Исход»
Page 2 of 2 | Previous page